Программа нынешнего фестиваля включила пусть не самые актуальные, свежие и нашумевшие кинокартины (такие привозят в Москву и Питер), но, несомненно, будоражащие воображение. Здесь и успевший завоевать репутацию мировоззренческого мультфильм «Кот раввина», и историческая сага о Наполеоне «Линии Веллингтона».Разложить на составные части природу шарма, харизму представителей этой нации - любопытная задача. Интересно видеть великих француженок глазами видных режиссеров. Так, например, Бенуа Жако заявляет, что снимать Изабель Юппер для него жизненно важно, она не просто муза, а важнейший элемент, на котором базируется алхимия его творчества. В фестивальном фильме «Вилла Амалия» Юппер практически солирует: все остальные персонажи картины, ее партнеры, лишь создают нюансировку, оттеняют крупные планы актрисы. История осознания женщиной собственной силы и свободы, торжество ее романа с самой собой - популярный сюжет, в этом случае сыгранный и поданный мастерски. Французский мужчина как архетипичный бонвиван и гениальный любовник не менее интересен. Но долой штампы! В фокусе внимания ленты «Прощай, Берта, или похороны бабушки» - обычный неудачник на пике кризиса среднего возраста. Герой разрывается между женой и любовницей, между отцовским и сыновним долгом. Он пытается везде поспеть, всем угодить, но вызывает лишь сочувствие и насмешки. Непросто быть альфа-самцом среди рьяных женщин. А спасает его, собственно, фамильная вера в иллюзию и любовь к цирковым трюкам. Оказывается, и с собственной жизнью можно проделать фокус, который сработает. Фильм напичкан метафорами. Режиссер Брюно Подалидес для усиления своего послания не стесняется обращаться к классическим музыкальным бестселлерам - в ключевые моменты звучит Бах, Альбинони, Моцарт. Это прием из тех, что срабатывает наверняка. Равно как и хороший французский фильм гарантирует зрителю некоторый внутренний трепет и, может быть, чуть более гордо вскинутый подбородок после просмотра.
Мужчина и женщина: французская интерпретация
Фестиваль французского кино прошел в Казани. Это кино с определенным прищуром, позой, жестом. Французское кино для россиян - явление мифологического порядка. Это и Ален Делон, и Депардье, и даже идеологическое сопротивление, пусть всего-навсего китчевым голливудским стандартам.