17 апреля в России отмечается День ветеранов органов внутренних дел и внутренних войск. О том, как служилось в годы перестройки, «Казанским ведомостям» рассказал председатель совета ветеранов ОВД Авиастроительного района Казани Талгат Сафин.
В далекие 70-е годы деревенский парень Талгат Сафин в мыслях даже не допускал, что пойдет служить в милицию. Хотя после демобилизации из внутренних войск МВД СССР он получил направление на учебу в высшее заведение.
- Молод был, хотел денег заработать, а в те годы хорошие заработки были на заводах, - рассказывает Талгат Фоатович. - В 1975 году устроился в КМПО, трудился, старался, был в передовиках. Вскоре получил квартиру, словом, жил, как многие в те годы.
Активного молодого рабочего быстро заметили в партийных кругах завода и района. Стали приглашать на многие мероприятия, а после, в 1984 году, и вовсе предложили пойти работать в милицию и выдали направление. Талгат Фоатович вначале отказался, но его уговорили, смогли убедить.
- Начинал службу в МВД в звании младшего лейтенанта, завершил в 2001 году подполковником, - говорит Талгат Фоатович. - Может, и до полковника дослужился бы, но пришлось уйти в запас по состоянию здоровья.
Самый пик его работы в милиции пришелся на 90-е годы, когда обстановка была очень непростая. Развалившуюся страну сотрясали политические митинги, преступники, пользуясь неразберихой, наглели день ото дня.
- В те годы каждый сотрудник милиции на работу уходил как на войну, - продолжает ветеран. - Стрельба в Казани была каждый день. С оружием ходили бандиты, за оружие хватались домашние дебоширы. Помню, как на Карагандинской группа молодых ребят в доме хранила боеприпасы и наркотики. В какой-то момент началась стрельба. А у милиционеров из вооружения только пишущая ручка - на задание ходили с голыми руками. Вот и ползали по-пластунски перед этим домом, отвлекая стрелявших и принимая огонь на себя, чтобы другая группа смогла захватить и обезвредить их. Но не это страшно было, а то, что они могли убить ни в чем не повинных людей. Тогда с линии огня мы вывели женщину с грудным ребенком.
Сложно было, выдерживали не все. Если бы хоть зарплата была, чтобы семью прокормить, но и ту задерживали по нескольку месяцев.
- Непонятно, как выживали, - грустно усмехается Талгат Фоатович. - Как вытерпели наши жены, потому что денег не было даже на канцтовары детям. В органах тогда остались лишь самые преданные, для кого присяга не пустой звук. В те годы милиция стала единственной силовой структурой, которая сдерживала рост преступности и старалась сохранить порядок в стране.
В такой обстановке надежда была только на товарища, с которым служишь, помогала и вера, что в опасную минуту он не бросит тебя, не сбежит. Такие товарищи и сейчас рядом с Талгатом Фоатовичем. Вместе они ведут ветеранскую работу сообща, каждый по своей теме.
- Всего в нашей ветеранской организации 168 человек, - продолжает Талгат Фоатович. - В активе свыше 10 ветеранов. Самый творческий - Виктор Гуревич. Он лауреат международного песенного конкурса. За спорт отвечает Ильгиз Зиганшин - ветеран афганских боевых действий. За патриотическое воспитание молодежи ответственные Ильшат Мифтахов, Николай Быков, Петр Шувалов, Анатолий Салмин, Юрий Ларионов, Раис Биктагиров, Евгений Баймяшкин и другие.
Говорю Талгату Фоатовичу, что не представляю, как разговаривать с нынешней молодежью о значимости присяги. Высказываю сомнение, что современные школьники понимают, о чем идет речь.
- Все они понимают, - не соглашается со мной Талгат Фоатович. - Тем более мы не говорим красивых, напыщенных фраз, а рассказываем о службе просто, как было. У каждого из нас есть свои воспоминания: Афганистан, Северный Кавказ, Чечня. И каждый понимал четко, что, приняв присягу, ты берешь ответственность за спокойствие страны, мирную жизнь своих родных, близких, друзей. Кто, если не мы?
Рассказывая школьникам, студентам о службе в казанской милиции, Талгат Фоатович всегда делает акцент на то, что нарушившего закон надо брать не силой и оружием, а умом, хитростью, сообразительностью. А еще нужно оставаться порядочным даже с самым отъявленным хулиганом.
- На земле (так называют в МВД районные отделы) люди моментально понимают, что ты из себя представляешь, - говорит мой собеседник. - И если нутро у тебя с гнильцой, совесть нечиста, то и отношение становится соответствующим.