На всю жизнь запомнился день 26 июня 1941 года, когда вся деревня провожала на фронт первую партию мужчин из четырех человек. В их числе был и мой отец - Василий Васильевич Васильев, 1905 года рождения.
Лошади, запряженные в телеги, и много людей идут по нашей улице, играют на гармонях, поют прощальные песни. Женщины плачут. За полевыми воротами (раньше в конце центральной улицы устанавливали большие ворота) все остановились. Уходящие на фронт мужчины успокаивают своих плачущих жен и детей: «Мы к осени вернемся! И еще мы вам голову самого Гитлера привезем!»
Отец попал на Брянский фронт. Писал письма. До нас его послания с фронта доходили, но наших писем он не получал. С января 1942 года письма от отца приходить перестали.
Мы ждали, что кончится война и папа вернется. День Победы помню хорошо. Мы, мальчишки, играли на улице. Приехал на тарантасе председатель колхоза Федор Волков - он был фронтовиком, на войне потерял одну ногу. Председатель радостно объявил: «Война кончила-а-а-а-сь!» Мы побежали по домам, чтобы поделиться этой новостью. Все верили, что вот вернется отец и жить станет легче.
Стали с фронта приходить домой в одиночку оставшиеся в живых односельчане. А отца все не было и не было... Только в 1946 году почтальон принесла нам извещение о том, что Васильев Василий Васильевич пропал без вести. Мы не понимали, что такое «пропал без вести». Нам объяснили, что отца нет в списках живых. Мама побежала за печку и долго не выходила - она там плакала. Мой старший брат, обхватив нас с младшим братом, тоже заплакал. Мы, три брата, стояли обнявшись и плакали... Только наша бабушка громко заявила: «Бросьте рыдать! Он живой! Вот придет, а вы все заплаканные...» Эти слова бабушки успокоили всех, даже дали надежду, что отец вернется домой. Мы ждали этого дня, но тщетно...
Семен ВАСИЛЬЕВ