Мы выстояли и выжили

Надежда Ивановна АЛЕКСАНДРОВА на войну не рвалась. Та сама пришла к ней. Фашисты дважды оккупировали ее родной город Богодухов, что под Харьковом. Когда в феврале 1943-го враг во второй раз подбирался к городским окраинам, а наши отступали, 16-летняя Надя кричала им в спины: «Улепетываете? Как вы можете снова бросать нас?!»

news_top_970_100

И она бросилась вслед за солдатами в чем была, без вещей и документов. Мама схватила ее за руки: «Не пущу!» Надя лишь отмахнулась: лучше погибнуть под пулями, чем ждать фашистской виселицы.

- Нас набралось человек 30 – военных и гражданских, - вспоминает Надежда Ивановна. – Отошли от города, затаились в овраге. Лейтенант, единственный офицер, взял на себя командование. Чтобы никому не попасть в плен, солдатам, у которых было оружие, приказал в случае нападения фашистов расстрелять всех, кто был в овраге. Но обошлось, немцы нас не заметили.

Так началась фронтовая дорога молоденькой девушки, вчерашней маминой дочки. Она прибилась к военной части, где первым замкомандира артиллерийской бригады был сын легендарного полководца Василия Чапаева Александр Чапаев. «Позже довелось повоевать и под командованием маршала Жукова», - с гордостью отмечает Надежда Ивановна. Девушку определили во взвод связи, где она прослужила полтора года. А в июне 1944 года ее, как и других девушек, демобилизовали. Вернулась Надя в свой разрушенный городок, где ее дождалась мама.

- Победа для меня - всегда праздник со слезами на глазах, - говорит Надежда Ивановна. – Радость, что выстояли, выжили. Счастье, что страну не смог поработить Гитлер. Сейчас я живу в довольстве и считаю, что ветеранов наших обеспечивают по максимуму. Руководство КОМЗа, где я проработала 40 лет, делает для своих ветеранов все: юбилеи, праздники, дни рождения. И если случится беда – болезнь или похороны, никогда не откажут в помощи.

news_right_column_240_400
news_bot_970_100