«Колыбельная свадьба»
- Будущую жену башкиры выбирали из другой деревни. Связано это с тем, что, как правило, в одной деревне жил один род. Чтобы не происходило смешение крови, жениха или невесту брали со стороны, - поясняет она. - Через сорок дней, как только в семьях произошло счастливое прибавление, родители мальчика и девочки устраивали «колыбельную свадьбу». Малыши подрастали, и в пять - шесть лет, когда девочка могла носить воду, а мальчик - скакать на коне, закрепляли намерения «свадьбой серег», сватовство подтверждалось.ПомолвкаМальчик приходил с подарочком для девочки - сережками. Если по каким-либо причинам помолвка расторгалась и нарушался союз, заключенный во время «колыбельной свадьбы», егет - парень, повзрослев, выбирал себе невесту на смотринах. Сделать судьбоносный выбор удобнее всего было на девичьих играх, которые обычно проходили в деревне. Для девичьих игр выбиралась возвышенная местность - кызлар тауы. На смотринах егета сначала представляли майдану, где собиралась молодежь. Парень во время игр вызывал свою избранницу на танец. Независимо от отношения к егету девушка была обязана принять приглашение и станцевать с ним. Чтобы понять, по нраву ли паренек девушке, существовала система знаков, которые угадывались в ее танцах. Если у девушки был возлюбленный, она танцевала, положив правую руку на левый бок, а левую руку - на правую. Если у красавицы был егет, нареченный с детства, она танцевала, положив левую руку на левый бок, а кисть правой руки прикладывала на левую. Не дрогнуло девичье сердечко - опустились руки. Все! Значит, без вариантов: «Не нравишься ты мне, и точка». Пришелся по душе егет - девушка танцует, держась за конец платка, который находится в его руках. После танца мать егета преподносит девушке чашу кумыса. При согласии выйти замуж за этого егета она выпивает кумыс и возвращает чашу, снова наполнив кумысом. Значит, нужно думать о никахе, а там и о свадебных приготовлениях.НикахНикаху предшествовала большая подготовка. Забивалось несколько кобыл, корова, специально готовился кумыс. После молитвы мулла вручал жениху стрелу и говорил: «Защищай свою суженую, держи ее крепко». У жениха и невесты на никахе и свадьбе должно быть по два свидетеля.По башкирским традициям, если невесте нет 17 лет, после никаха молодые вместе не живут. Целый год семьи посещают друг друга, строят планы, одаривая новых родственников подарками. Для будущего благополучия молодых семьи жениха и невесты не жалели средств. Подушки, белье, скотина - все собиралось в складчину для новой семьи. Башкирская свадьба невозможна без коня. Для его украшения шились специальные наряды - попона, полотенца. Свадебный поезд, необыкновенно яркий и быстрый, мчался к суженой в сопровождении удалых всадников. Мальчики, с трех лет оказавшись в седле, выказывали таланты смелее и красочнее, чем сегодня некоторые артисты в цирке. Но прежде чем добраться до своей суженой, жениху предстояло одолеть множество препятствий. Перекрытые дороги и закрытые двери брались мелочью, что была заготовлена в кармане. В брачную ночь молодым назначалась енги - замужняя женщина. Она помогала молодым и объясняла, что от них требуется. Она и в баню сводит, и постель постелет. Она же расскажет всем о честности и целомудрии девушки после брачной ночи.
Свадебный пирСвадебные столы искушали разнообразием. Главные национальные угощения - куллама (суп с мясом), кумыс, тутырма (колбаса с крупой), казылык (мясная колбаса), бешбармак, орехи. Башкиры прекрасные пчеловоды, мед на столе должен быть обязательно. Туша барана разделывалась по особым правилам - каждая его часть предназначалась определенному гостю. Веселая свадьба в доме для родни, людей степенных и женатых. Свадебное действо ведут сэсэны - умельцы импровизировать, сочинять стихи. Их обязанность - на ходу сочиняя стихи, восхвалять собравшихся, события и все, что происходит в день торжества. А молодежь веселится по-молодецки. Сэсэны прославляют аксакалов, а у молодежи есть эйтэш. У него те же обязанности - сочиняя на ходу, распевать стихи. Только поют они их быстрее, с шутками. С юмором обличая чьи-то недостатки, эйтэш потешает молодежь. Курай - хозяин музыкальных инструментов на башкирской свадьбе. Кураисты выводят торжественные мелодии, и веселье царит вокруг! Скачки, борьба корэш, состязание в мешках, удалые развлечения...Второй день свадьбы - основной день пира. Несколько семей, объединившись, принимают гостей. На третий день - походы к многочисленной родне. Всех нужно обойти, уважив присутствием, приведя в дом свадьбу. Далее свадьба гуляет на стороне жениха. Сюда сваты обязательно привозят йыуаса - много испеченных в масле сдобных калачей, мясо, баусак. В день йыуаса также проходят различные состязания, игрища, корэш.«Чай невестки»Приезд новой невестки - большое событие для всех. Невестку встречает вся деревня, собираясь к воротам. Молодая со свадебного поезда ступает ногой на подушку на белом войлоке, которую сразу уберут, - чтобы прижилась и возврата домой не последовало. Невестке поднесут чашу кумыса или молока. Она должна испить ее. После свадебных гуляний молодую ждет ритуал - поход за водой. В процессии участвует посаженая мать, самая уважаемая пожилая женщина деревни, молодые снохи и подруги. Прежде чем зачерпнуть воды, невестка бросает в воду монетку, а иногда ополаскивает лицо и руки. Она должна принести полные ведра воды, не расплескав их. Торжество завершится «чаем невестки» - гости оценят трудолюбие молодой хозяюшки.
- Будущую жену башкиры выбирали из другой деревни. Связано это с тем, что, как правило, в одной деревне жил один род. Чтобы не происходило смешение крови, жениха или невесту брали со стороны, - поясняет она. - Через сорок дней, как только в семьях произошло счастливое прибавление, родители мальчика и девочки устраивали «колыбельную свадьбу». Малыши подрастали, и в пять - шесть лет, когда девочка могла носить воду, а мальчик - скакать на коне, закрепляли намерения «свадьбой серег», сватовство подтверждалось.ПомолвкаМальчик приходил с подарочком для девочки - сережками. Если по каким-либо причинам помолвка расторгалась и нарушался союз, заключенный во время «колыбельной свадьбы», егет - парень, повзрослев, выбирал себе невесту на смотринах. Сделать судьбоносный выбор удобнее всего было на девичьих играх, которые обычно проходили в деревне. Для девичьих игр выбиралась возвышенная местность - кызлар тауы. На смотринах егета сначала представляли майдану, где собиралась молодежь. Парень во время игр вызывал свою избранницу на танец. Независимо от отношения к егету девушка была обязана принять приглашение и станцевать с ним. Чтобы понять, по нраву ли паренек девушке, существовала система знаков, которые угадывались в ее танцах. Если у девушки был возлюбленный, она танцевала, положив правую руку на левый бок, а левую руку - на правую. Если у красавицы был егет, нареченный с детства, она танцевала, положив левую руку на левый бок, а кисть правой руки прикладывала на левую. Не дрогнуло девичье сердечко - опустились руки. Все! Значит, без вариантов: «Не нравишься ты мне, и точка». Пришелся по душе егет - девушка танцует, держась за конец платка, который находится в его руках. После танца мать егета преподносит девушке чашу кумыса. При согласии выйти замуж за этого егета она выпивает кумыс и возвращает чашу, снова наполнив кумысом. Значит, нужно думать о никахе, а там и о свадебных приготовлениях.НикахНикаху предшествовала большая подготовка. Забивалось несколько кобыл, корова, специально готовился кумыс. После молитвы мулла вручал жениху стрелу и говорил: «Защищай свою суженую, держи ее крепко». У жениха и невесты на никахе и свадьбе должно быть по два свидетеля.По башкирским традициям, если невесте нет 17 лет, после никаха молодые вместе не живут. Целый год семьи посещают друг друга, строят планы, одаривая новых родственников подарками. Для будущего благополучия молодых семьи жениха и невесты не жалели средств. Подушки, белье, скотина - все собиралось в складчину для новой семьи. Башкирская свадьба невозможна без коня. Для его украшения шились специальные наряды - попона, полотенца. Свадебный поезд, необыкновенно яркий и быстрый, мчался к суженой в сопровождении удалых всадников. Мальчики, с трех лет оказавшись в седле, выказывали таланты смелее и красочнее, чем сегодня некоторые артисты в цирке. Но прежде чем добраться до своей суженой, жениху предстояло одолеть множество препятствий. Перекрытые дороги и закрытые двери брались мелочью, что была заготовлена в кармане. В брачную ночь молодым назначалась енги - замужняя женщина. Она помогала молодым и объясняла, что от них требуется. Она и в баню сводит, и постель постелет. Она же расскажет всем о честности и целомудрии девушки после брачной ночи.
Свадебный пирСвадебные столы искушали разнообразием. Главные национальные угощения - куллама (суп с мясом), кумыс, тутырма (колбаса с крупой), казылык (мясная колбаса), бешбармак, орехи. Башкиры прекрасные пчеловоды, мед на столе должен быть обязательно. Туша барана разделывалась по особым правилам - каждая его часть предназначалась определенному гостю. Веселая свадьба в доме для родни, людей степенных и женатых. Свадебное действо ведут сэсэны - умельцы импровизировать, сочинять стихи. Их обязанность - на ходу сочиняя стихи, восхвалять собравшихся, события и все, что происходит в день торжества. А молодежь веселится по-молодецки. Сэсэны прославляют аксакалов, а у молодежи есть эйтэш. У него те же обязанности - сочиняя на ходу, распевать стихи. Только поют они их быстрее, с шутками. С юмором обличая чьи-то недостатки, эйтэш потешает молодежь. Курай - хозяин музыкальных инструментов на башкирской свадьбе. Кураисты выводят торжественные мелодии, и веселье царит вокруг! Скачки, борьба корэш, состязание в мешках, удалые развлечения...Второй день свадьбы - основной день пира. Несколько семей, объединившись, принимают гостей. На третий день - походы к многочисленной родне. Всех нужно обойти, уважив присутствием, приведя в дом свадьбу. Далее свадьба гуляет на стороне жениха. Сюда сваты обязательно привозят йыуаса - много испеченных в масле сдобных калачей, мясо, баусак. В день йыуаса также проходят различные состязания, игрища, корэш.«Чай невестки»Приезд новой невестки - большое событие для всех. Невестку встречает вся деревня, собираясь к воротам. Молодая со свадебного поезда ступает ногой на подушку на белом войлоке, которую сразу уберут, - чтобы прижилась и возврата домой не последовало. Невестке поднесут чашу кумыса или молока. Она должна испить ее. После свадебных гуляний молодую ждет ритуал - поход за водой. В процессии участвует посаженая мать, самая уважаемая пожилая женщина деревни, молодые снохи и подруги. Прежде чем зачерпнуть воды, невестка бросает в воду монетку, а иногда ополаскивает лицо и руки. Она должна принести полные ведра воды, не расплескав их. Торжество завершится «чаем невестки» - гости оценят трудолюбие молодой хозяюшки.