На Байкал автостопом, за 7000 рублей

Увидеть одну из главных достопримечательностей мира было моей давней и, казалось, несбыточной мечтой. Дорога даже на поезде в два конца выходила в немалую сумму, а вместе с проживанием и питанием затея казалась невыполнимой.

news_top_970_100
ИДЕЯ добраться до прекрасного озера Байкал автостопом поступила от моего друга. Она казалась настолько безумной, что вызвала восторг и желание немедленно ее реализовать! Довольно быстро был разработан маршрут, найдены места, где можно бесплатно переночевать, собраны вещи. Отдельное место заняло финансовое планирование. В идеале в запасе всегда должна быть сумма, которой хватило бы на экстренный выезд на транспорте из любой точки пути. Такая у нас и была: примерно 7000 руб. на каждого. Забегая вперед, скажу, на обратном пути от нее остались копейки - все было потрачено на пропитание (питались скромно, но не голодали), сувениры (самая серьезная статья расходов) и экскурсии. Случись что, срочно сесть на поезд мы бы уже не смогли. Но факт установленный: доехать до Байкала и обратно за 7000 руб. возможно. Пробовать новое всегда страшно. А нас ждали неизвестные земли, «маньяки», которыми пугали родные, непредсказуемая погода. Мой страх исчез как по волшебству, стоило нам выйти на трассу. Один вид уходящей в бесконечность дороги, обещающей чудеса, успокаивал, убеждая, что страх только внутри, а вокруг дивный мир. Я делаю шаг от обочины и вытягиваю руку с поднятым большим пальцем...Поскольку это был мой первый опыт автостопа, перед поездкой пришлось ознакомиться с теоретической базой. Автостоп - целая наука со своими правилами и тонкостями: как выбрать место, где ночевать, что брать с собой, о чем стоит и не стоит разговаривать с водителями, как избежать опасностей и добраться до цели максимально быстро.  В ПУТИ. Только выехали из Татарстана, сразу заметили, что качество дорог стало хуже. Постепенно знакомые пейзажи остались позади, а на горизонте показались очертания далеких горных хребтов. Вид Уральских гор вызвал у меня чувство преклонения перед степенной величественностью природы и восхищение мощью, высотой и рельефом горного массива. Трасса проходит по Южному и Среднему Уралу, где нет высоких скал и крутых подъемов и спусков. Но все же и там встречаются великолепные виды на раскинувшиеся внизу долины, горные вершины в закатных лучах... А потом наступила ночь в палатке в придорожной лесополосе - первая из многих проведенных потом на обочине под шум проезжавших фур.Утром потянулась череда новых городов, в которых мы останавливались и гуляли, знакомились и узнавали их характер. Екатеринбург оказался похожим на Казань: такой же шумный, многолюдный, разнообразный по архитектуре и людям. Парки и набережные, уютные спальные районы, мощенная булыжником площадь и огромное множество необычных памятников - образ Екатеринбурга как мозаика складывается из кусочков.А вот Омск был совсем иным. В Сибири горели леса, и смог расползался над ближайшими городами. Поэтому Омск предстал перед нами как город-призрак, укутанный таинственной белесой пеленой. Сонный и спокойный, тихий и размеренный, Омск будто уснул однажды и до сих пор спит вне времени и суеты внешнего мира. Всего одна центральная улица, длинная набережная и множество мостов, соединяющих два берега, на которых расположен город, успевший при Колчаке побыть столицей России, а любителям литературы известный как «гадкий городишко», в который сослали Достоевского. А вот Новосибирск - город контрастов. Один из самых густонаселенных городов России, негласная столица Сибири. Основная часть города активно благоустраивается, обновляется и развивается. Новостроек великое множество, отремонтированные дороги, отреставрированные архитектурные памятники и новейшие торговые центры. Типичный мегаполис. Правда, до тех пор, пока не сядешь на маршрутку до района под названием Академгородок - именно там в свое время селилась техническая интеллигенция. Здесь стоят различные НИИ, академии и училища. И нет даже намека на центральную суету: однотипные пятиэтажки и деревянные двухэтажные бараки в окружении соснового леса, дорожки, ведущие к реке Оби. Два разных мира сосуществуют здесь, дополняя друг друга.Красноярск и Кемерово мы наблюдали из окон машин. Время поджимало, но в обоих случаях водители хотели показать нам свои родные города и устроили блиц-экскурсии на колесах. И если Кемерово - воплощение того, как житель центральной части России представляет себе таежную провинцию, то Красноярск со своими фонтанами, площадями и панорамами может претендовать на звание одного из красивейших городов нашей Родины. Только вот федеральная трасса после города превратилась в грунтовку, по которой фуры ехали со скоростью 10 км/ч, и оставалась такой практически до Иркутска.Этот город стал последней точкой перед конечным пунктом нашего путешествия. Там мы провели ровно столько времени, сколько требуется, чтобы купить билет на маршрутку до парома на знаменитый остров Ольхон - самый крупный на Байкале. Байкал. Мы подъехали к нему в сумерках, а на острове оказались глубокой ночью. Там, где ходит паром, никакого вида на знаменитое озеро нет. Так что первое впечатление разочаровывающее: «Это и есть Байкал? Не может быть!» Настоящее знакомство с исполинским Байкалом состоялось на рассвете. Мы вылезли из палатки и ахнули: перед нами бескрайний простор нестерпимо голубой воды! Три дня бродили по острову, заходили в поселки и уходили в леса, и везде воздух был пропитан простором и загадкой. В самых неожиданных местах можно было встретить старые тотемные столбы. А местное бурятское население охотно делилось своими легендами. В последний день мы взяли экскурсию по мысам Ольхона и не пожалели. С крайней точки острова мыса Хобой (в переводе «клык») открывается вид на большой Байкал. Под тобой плывут облака, где-то далеко под ними на скалистом пляже нежатся нерпы, вокруг яркая-яркая зелень, а перед глазами безбрежное пространство, залитое солнцем. Без сомнения, это одна из самых прекрасных картин, какую только могла сотворить мать-природа!Возвращение. Маршрут был тот же, но уже без остановок и прогулок по городам. Только дорога с перерывом на ночевку и двойственное ощущение: с одной стороны, усталость и желание попасть домой, с другой, сожаление о приключении, подходящем к концу. Оно закончилось спустя 23 дня, мы преодолели 10000 км и остановили 62 машины.Осознание. Незабываемое впечатление от поездки сложилось не только из-за роскошных видов и необычных мест. Огромная заслуга принадлежит совершенно незнакомым людям, большинство которых добрые. Посреди тайги они пускали в свою машину двух незнакомцев, выбирали место, где нас лучше высадить, чтобы мы могли переночевать в безопасности. Они щедро делились своим настроением, теплом, едой и водой и даже предлагали денег в дорогу. Бывшие заключенные оказались озорными шутниками, дальнобойщики - добродушными работягами, а один водитель даже вернулся наутро с пакетом огурцов и банкой домашнего малинового варенья. Встречая таких людей, бескорыстно помогающих другим, тоже хочется быть лучше и добрее. Мир прекрасен и в нем живут чудесные люди - это главное, что понимаешь в подобном путешествии.ВЫВОД. Наверное, не все смогут путешествовать в таких условиях. Мы спали где застанет ночь, ели через раз в основном батон и кефир (а иногда в прямом смысле сидели на хлебе и воде), мокли под дождем и плавились под лучами солнца. Но ощущение постоянного движения и свободы компенсировало все неудобства. Автостоп - путь для тех, кто предпочитает узнавать и чувствовать мир. Для тех, кто готов назвать своим домом каждое место, где нашел приют и защиту. Путь для людей, для которых не существует понятия «чужой город», потому что все города свои. А главное - это путь для тех, кто не боится выйти за порог.

news_right_column_240_400