На опт и розницу заставят разделиться российские нефтяные компании

Разделить все торговые подразделения вертикально-интегрированных нефтяных компаний (ВИНК) на розничные и оптовые предлагает Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Об этом в интервью «Известиям» рассказал заместитель главы службы Анатолий Голомолзин.

news_top_970_100
По его словам, в настоящее время 14 тыс. независимых владельцев АЗС столкнулись с серьезными проблемами функционирования розничного рынка моторного топлива, которые грозят им полным разорением, поэтому соответствующий законопроект планируется представить Правительству уже к сентябрю этого года.Голомолзин отметил, что механизм биржевой торговли (речь о Санкт-Петербургской товарно-сырьевой бирже) до сих пор полноценно не заработал. Дело в том, что ВИНКи всячески стремятся избежать продажи бензина независимым розничным продавцам, ссылаясь, что их мощностей хватает только на собственные АЗС.За несколько лет ФАС организовала уже 3 «волны» дел по нарушениям антимонопольного законодательства: топливо в оптовом звене продавалось для своих АЗС дешевле, чем для независимых. В общей сложности нефтяников оштрафовали за этот период более чем на 20 млрд. руб.«Мы предлагаем, чтобы в рамках холдингов отдельные юрлица занимались продажей топлива на розничных рынках и отдельные компании занимались оптовой продажей, - сообщил Голомолзин. - Это будет приводить к росту конкуренции между региональными независимыми фирмами и сетями АЗС, входящими в вертикально-интегрированные структуры».Ожидается, что будут внесены изменения в закон «Об особенностях оборота нефти и нефтепродуктов в РФ».В настоящее время в стране работает 21,2 тыс. АЗС, из них около 7 тыс. принадлежат ВИНКам, остальные 14 тыс. - независимым трейдерам. Все АЗС эксплуатируются более чем 9 тыс. юрлиц и индивидуальных предпринимателей. Независимыми АЗС реализуется более половины из потребляемых в стране почти 70 млн. т моторного топлива.Глава Российского топливного союза Григорий Сергиенко подтвердил возможность разорения в ближайшее время огромной части малого и среднего бизнеса в системе нефтепродуктообеспечения вследствие падения рентабельности бизнеса из-за монополизации розничного сектора. По его словам, ряд компаний отказывается продавать на сторону независимым компаниям топливо.«Лукойл» на биржу и носа не кажет. «Роснефть» продает, но с большими оговорками. Наиболее исполнительна ТНК-BP, которая продает через биржу, «Газпромнефть» продает с московского, омского заводов по внебиржевым контрактам и через биржу», - говорит собеседник.Сами нефтяные компании считают вводимую меру в том виде, который в итоге планируется отдавать в Правительство, бесполезной.«У нас оптовыми продажами занимаются нефтеперерабатывающие заводы, их 4 в России, каждый - отдельное юрлицо. Есть целый ряд организаций, занимающихся розничной и мелкооптовой торговлей, которые также являются самостоятельными хозяйствующими субъектами, но все они: и заводы, и сбытовые компании - являются 100-процентными дочерними организациями ОАО «Лукойл». Выводить заправочные сети из состава «Лукойла», т.е. продавать, мы не собираемся. У нас и так все разделено, с точки зрения организационной структуры, - сказал изданию представитель «Лукойла».Гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов отмечает, что особенно остро проблема конкуренции стоит на Дальнем Востоке.«Там 2 компании держат самые высокие цены на топливо. Лучше ситуация в мегаполисах, где больше конкуренции, - говорит Константин Симонов. - Закон ФАС ничего не изменит: розницу от опта отделить невозможно. Понять реальную отпускную цену топлива с НПЗ невозможно: эта информация не раскрывается, а если раскрывается - вариантов подтасовок множество».По мнению эксперта, единственный способ выхода из этой ситуации - административно дробить сами ВИНКи и выделять перерабатывающие заводы в отдельный бизнес, но, по его мнению, ФАС на такую революцию не решится никогда.

news_right_column_240_400