Его мама не стала артисткой только потому, что в одиночку поднимала сына, работая на заводе. Но играла в народном театре. Когда Гена приходил на спектакли в клуб московского завода имени Владимира Ильича, то получал удовольствие от самой атмосферы праздника, а волнение самодеятельных артистов передавалось их зрителям.
Лет в двенадцать будущий комик Хазанов увлекся творчеством Аркадия Райкина. И даже сумел познакомиться со своим кумиром, к которому поклонников на пушечный выстрел не подпускали. Мэтр заметил в непосредственном мальчике божью искру и разрешил приходить на свои спектакли.
Провал ради успеха
Студентом театрального училища Геннадий Хазанов не стал. Нет, он не пошел с горя в кулинарный техникум. Подал документы в Московский инженерно-строительный институт. В МИСИ выступал на концертах с монологом студента кулинарного техникума. После первого курса вновь подает документы в театральное училище. И снова провал. Александр Ширвиндт, друг Хазанова, посоветовал ему попробовать в эстрадно-цирковое. Но и туда поступить удалось лишь со второй попытки. Уникальный талант Геннадия Хазанова первой разглядела педагог училища Надежда Слонова. Она помогла одаренному студенту найти себя, сформировать репертуар, рассказала о своем ученике в книге.
После училища Хазанов стал конферансье в коллективе Леонида Осиповича Утесова, что для будущего юмориста было бесценным даром судьбы. Со временем начал выступать самостоятельно.
«Сатира нигде не может сдать экзамен. В экзаменационной комиссии сидят ее объекты», - эту фразу польского сатирика Станислава Ежи Леца часто цитирует Хазанов. Ему она понятна и близка, ведь его тексты нещадно правили и «вычищали». А он продолжал выступать. Прикидывался дурачком, студентом кулинарного техникума, попугаем-правдорубом. Но всегда говорил то, что считал нужным, чего не мог не сказать.
А потом наступила перестройка. Рухнула страна, придавив собой эстраду. А то, что возродилось, было уже не искусством, а шоу-бизнесом. Артист Хазанов не хотел быть бизнесменом. Артист не мог согласиться с ролью шоумена. Поэтому с шоу-бизнесом не вышло...
Эстрада и театр
Страна выжила, став другой. Хазанов тоже выжил, став другим. Играл в серьезных драматических спектаклях, снимался в кино. В 1997 году его назначили художественным руководителем Московского театра эстрады. Дела там шли, мягко говоря... 13 проданных билетов на вечерний спектакль - и это в зале, где 1300 зрительных мест!
- Я пришел на руины и старался делать что мог, - говорит Геннадий Викторович. - И думаю, что-то в итоге получилось. По крайней мере, зритель в театр вернулся.
Теперь в Театре эстрады выступают эстрадные звезды, идут антрепризные спектакли. И самое важное - собственные постановки. В них играет и Хазанов. Это «Морковка для императора», «Все как у людей», «Ужин с дураком», «Смешанные чувства». Его партнеры в спектаклях - Инна Чурикова, Олег Басилашвили, Инга Оболдина. В театре всегда аншлаги.
Драматические актеры сразу, без оговорок, приняли в свой клан бывшего эстрадника. У драматического артиста больше возможности проявить свой талант, ведь его не купишь ни за какие деньги, не «проспонсируешь», как это делается в шоу-бизнесе. А разменять и растерять, увы, так просто...
И еще одна отдушина - кино. Лицо Хазанова настолько киногенично, что его роли запоминаются раз и навсегда - от учителя-итальянца в киножурнале «Ералаш» до Марата в «Маленьком гиганте большого секса».
- И сейчас есть интересные предложения в кино, - говорит Геннадий Викторович, - но с ними я пока не определился.
Язык мой - друг мой
Под горячую руку Хазанову лучше не попадаться. Отбреет так отбреет! Не будет лицемерить, дуться или, что еще хуже, говорить за глаза. В глаза так скажет - мало не покажется! Но лишь в рамках самообороны. Обороны своего человеческого достоинства. Не важно, кто перед ним - хамоватый милиционер или раздувшийся от самомнения государственный муж.
- Помню гениальный случай с Геной, - рассказал нам директор киножурнала «Ералаш» Борис Грачевский. - Мы были приглашены на Олимпиаду в Сеул, поехали поддержать нашу сборную. Рядом с Хазановым образовался целый круг из наших спортсменов. Он что-то рассказывает - все хохочут. И вдруг прямо через круг, как через арену, идет подвыпивший чиновник Российского олимпийского комитета. И так по-отечески хлопает Хазанова по плечу. У меня аж сердце сжалось от напряженности... А Хазанов тут же, ни секунды не думая… целует себя в плечо, по которому его потрепал чиновник! Хохот раздался гомерический!
Свои спектакли Хазанов часто начинает с обращения к «особо одаренным зрителям», которые никогда, несмотря на просьбы администраторов, не выключают мобильные телефоны:
- Дорогие зрители, я вас прошу: не отключайте свои телефоны! И не ограничивайте себя ни в чем, пока идет спектакль. И вообще - спасибо, что купили билет и пришли!
Личное и очень личное
У Хазанова одна жена, одна дочь, один театр и два дома - недалеко от Москвы и в Израиле, недалеко от Тель-Авива. Супруга Злата - бывшая балерина. Дочь Алиса - бывшая балерина и хореограф. Сейчас пробует сделать карьеру в кино. Как и отец - сама. Главная роль в «Сказке про темноту» сделала ее известной как среди зрителей, так и среди режиссеров. Фильм был показан на Каннском фестивале.
Не все друзья и коллеги Хазанова поняли и, как раньше говорили, одобрили его решение уйти из эстрады в драматические актеры.
- Я думаю, что Геннадий Хазанов внутри, втайне, всегда мечтал о драматическом поприще, - говорит его давний друг Борис Грачевский. - И он осуществил свою мечту. Хотя был любимцем публики и даже почти догнал по популярности Аркадия Райкина. Почти - потому что его путь на эстраде оказался короче, чем у Райкина. В любом случае Геннадий - смелый и очень талантливый человек! И желаю в его юбилей одного: чтобы все мечты сбывались, а его возраст - 65 лет - на него никак не влиял!