Мой прадед был родом из селения Урыс-Бага, недалеко от нынешней Тюрлемы. Его звали Салих, а прабабушку - Бэдернисэ. Салих бабай работал на заводе братьев Крестовниковых в транспортном, как сказали бы сегодня, цехе. Умер он в 1873 году, когда его сыну Курбан-Гали, моему деду, было только 4 года.
Через 10 лет Курбан-Гали отдали на работу к купцу Шарипу Абдуллину, у которого он прослужил в приказчиках 15 лет. Дед за это время обучился грамоте, посещал медресе при мечети и знал хазрята Шигабутдина Марджани.
Прошло время, и Курбан-Гали познакомился, а скорее, его познакомили с Факигой Бахтеевой, сестрой Шакира Махэммет-Гариф улы Бахтеева, держащего большой магазин на Большой Проломной, в доме, носящем ныне адрес Баумана, 52/7. Бахтеевы занимали второй этаж трехэтажного углового дома, на первом располагался магазин, который в 1918 году национализируют, а Шакира бабая с семьей сошлют в Северный Казахстан.
Но это будет позже, а пока Факига Бахтеева становится женой Курбан-Гали. Дед основывает свое дело и открывает на той же Большой Проломной (ныне Баумана, 80) мануфактурный магазин. Дело было поставлено на широкую ногу: имелись связи с Польшей, Финляндией, Китаем. Магазин функционировал с 1899 по 1913 годы. Затем дед закрыл свое дело и служил в Торговом доме "Бикбулатов и Ко".
После революции в период гражданской войны семью деда несколько раз грабили представители новой власти. Был случай, когда красногвардейцы, поставив деда к стенке, имитировали расстрел, стреляя поверх головы. Так они пытались выбить у деда драгоценности, которых уже не было. Трудные это были времена для честных и грамотных людей - национализация, процессы во многом по надуманным "делам": "Промпартии", "Султан-Галеева", "Националистов" и т.п. С 1919 по 1922 годы дед сменил много мест работы. Позже, до 1930 года работал заведующим магазином Казанского отдела "Мосторг", затем в транспортном отделе тарифного бюро, в артели "Деятель". С 1933 года работал кассиром в отделе переводов почтамта, получая 109 рублей в месяц, на которые приходилось кормить большую семью. Мой отец вспоминал случай, когда дедушка сказал ему: "Ну вот, сынок, сейчас будем кушать сапоги".
Это значило, что придется продать сапоги, чтобы на вырученные деньги купить продукты, ведь у дедушки с бабушкой было девять детей, из которых выжили пять: три дочери и два сына.
Умер Курбан-Гали Салихович в 1937 году на 67-м году жизни от инфаркта. Мой отец, Султан-Хамит родился в Казани 21 июля 1917 года, учился в школе №2 имени Бубнова на ул. Лево-Булачной. Учился он хорошо, школу окончил на "отлично" и рано начал помогать семье: собирал и чинил радиоприемники, плел корзины, писал титры для немых фильмов, причем писал и на латинице, и на старотатарском арабским шрифтом. В 1937 году он поступил в Казанский государственный университет на физико-математический факультет.
В связи с началом Великой Отечественной войны курс обучения для физиков был сокращен до 4 лет, и в 1941 году отец получил диплом и был направлен на учебу в Военно-воздушную академию им. Н.Жуковского.
Отец писал сестре в 1943 году: "Ответить тут же на твое письмо совершенно не было времени - был серьезный экзамен. У нас фактически не бывает каникул... Очень хочется побывать в родной Казани..."
Окончив в 1944-м ВВА, отец в составе штурмового авиаполка пикирующих бомбардировщиков 17-й воздушной армии участвовал в звании старшего техника-лейтенанта в боевых действиях в Румынии, Югославии и Венгрии. Награжден орденом Славы II-й степени, медалями "За отвагу", "За победу над Германией".
А потом - демобилизация и знакомство со студенткой Казанского университета Дилярой Низамутдиновой, моей мамой, будущим врачом-терапевтом, большую часть жизни проработавшей в Шамовской больнице. И работа, работа.
В 1957 году отец избирается доцентом кафедры физики института и создает буквально на пустом месте лабораторию электро- и радиотехники. Он продолжает заниматься наукой, публикует ряд исследовательских работ и приступает к работе над докторской диссертацией.
В 1964 году отец назначается заведующим кафедры электрорадиотехники физико-математического факультета КГПИ, продолжает работать над докторской.
Мой отец, Султан-Хамит Кашаев, умер в феврале 1969 года. Среди бумаг на его рабочем столе была найдена готовая докторская диссертация...
Рустем Кашаев,
профессор.