На СВО идут по зову сердца и Родины

В Татарстане впервые 11 участникам СВО вручили удостоверения ветеранов боевых действий. Мероприятие прошло в филиале фонда «Защитники Отечества» в Казани.

news_top_970_100
Автор фото: Фото: Владимир ВАСИЛЬЕВ, tatar-inform.ru

Удостоверения вручили заместитель премьер-министра РТ Лейла Фазлеева, военный комиссар РТ Сергей Погодин и руководитель филиала государственного фонда «Защитники Отечества» в РТ Гузель Удачина. Они обнимали героев, жали им руки, а те в ответ лишь скромно улыбались. 

Корреспондент «КВ», разговаривая с ними, отметила, что мужчины эти немногословны и серьезны.

40-летний Константин (имена здесь и далее изменены. - Прим. автора) с 17 ноября по 17 февраля был в зоне СВО. Он доброволец. 

- Друзья там, поэтому пошел, - коротко ответил мне боец. - И помощь народу. 

Сейчас пока Константин не работает, нужно время, чтобы адаптироваться. А до СВО был водителем. Его жена и три сына 21, 16 и 8 лет до последнего не знали, что он собирается в зону СВО. 

- Не предупреждал заранее, - пожал плечами Константин. - Уехал, а позже уже сказал куда. Жена была против, а потом смирилась. 

Супруга и один из сыновей пришли на мероприятие. Но давать интервью они отказались. Глядя на них, понимаешь: ждать своего мужа и отца из зоны СВО - такое же геройство. 

- Наверное, считаешь своего папу героем? - спрашиваю у сына.
- Конечно! - отозвался паренек и покраснел. Его мама вздохнула, а на глазах слезы. 

Следующий мой собеседник - 51-летний Руслан. Он тоже доброволец, побывавший в зоне СВО с сентября по декабрь прошлого года. До этого работал в детском интернате водителем.

- Кто-то же должен туда идти, - говорит герой. - Меня по возрасту списали, а так бы и дальше служил.

- Неужели не страшно? - удивляюсь.
- Нормально, - улыбается Руслан. - Все бойцы - хорошие ребята, настроены на победу. Нет таких, кто не осознавал бы, куда пришел. Работают честно. Жена и двое наших детей отреагировали на мое желание нормально. Дочке 26 лет, сыну 22 года. 

На мероприятие Руслан пришел с супругой. 
- У меня был поначалу шок, когда муж сказал о том, куда идет, - говорит женщина. - Потом я успокоилась. Мы, жены бойцов, сплотились и друг друга поддерживаем. Стали все как одна большая семья. А мужа своего считаю, конечно же, героем. 

Рядом с ней сидела жена бойца, который сейчас находится в зоне СВО. Женщина пришла порадоваться за Руслана и его семью.

- Моему супругу Андрею 42 года, он в зоне СВО почти год, - поделилась Эльвира. - Так решил. Отговаривать я его не стала. Да и как могу? Это решение взрослого мужчины, который под юбками не прячется. Умом все это, конечно, понимаю, а сердцем... Но куда деваться? Остается только поддерживать, ждать, молиться. У нас двое детей - один студент, второй школьник. Они тоже поддерживают отца, гордятся им.

Звонит Андрей, говорит Эльвира, очень редко. Один раз был в отпуске, вот ждут, когда приедет опять. А служить согласно контракту герой должен до конца СВО. В мирной жизни к военной службе мужчина никакого отношения не имеет - он строитель и токарь. 

Пришел с супругой и 37-летний Алексей. В зоне СВО он был с февраля по апрель прошлого года. 
- Пошел добровольцем, - говорит мужчина. - Страшно всем. Бесстрашие - это сразу смерть, ведь ты должен быть сосредоточен. Семья отреагировала тяжело, но сказал я только жене. У нас двое детей - 12 и 8 лет. 

Супруга - 32-летняя Альбина - улыбчивая и доброжелательная, поделилась подробностями того, как ее муж ушел в зону СВО:
- В середине февраля сказал, что едет в командировку по работе и на неделю будет без связи. А когда я 24 февраля прочитала новости, то поняла, где он сейчас. У меня, конечно, был шок, потом пришла в себя. Он позвонил, успокоил. Для себя я приняла решение не говорить никому из родных и друзей. Детям сказала, что папа на работе. Меня поддерживали другие девочки, у которых мужья в зоне СВО. 

Владимиру 53 года, он тоже доброволец. Был в зоне СВО с 17 сентября по 6 февраля. Мужчина признался, что работал всю жизнь в сфере безопасности. 

- Поэтому туда пошли? - спрашиваю. - Потому что подготовленный человек куда быстрее поможет приблизить победу?

- Пошел туда по зову сердца, - улыбнулся Владимир. - Хочу, чтобы быстрее все это закончилось.
В Казани у мужчины жена и 23-летняя дочь. 
- Отпустили, конечно, а что они могут сделать? - продолжил герой. - Переживали. А я опять пойду в зону СВО, мне надо только восстановиться. Почему? Мы еще не дошли туда куда нужно. Когда будет победа, тогда можно уже успокоиться. Знаете, кто моя мотивация? Прадед всю Первую мировую войну прошел. Два деда вернулись с Великой Отечественной войны живыми. Один в Берлин пешком зашел, второй на танке заехал. (Смеется.) 

- Какие там, в зоне СВО, ребята? - уточняю.
- Вот такие! - показывает большой палец.

- Страшно ведь бывает?
- Не-а, - отмахивается боец. 

Жена Владимира Ольга поделилась наболевшим. 
- Мы вместе 27 лет, - сказала она, и на глазах сразу же появились слезы. - Познакомились чисто случайно - на дне рождения. И он всегда был такой: стопроцентный мужчина. Это его стиль жизни, и я это просто приняла. Сердцу не прикажешь. Такого человека можно только поддерживать, потихоньку быть рядом и любить. Дочка плакала, молилась каждый вечер, сложив руки, но я ей твердо говорила: «Папа вернется, все будет отлично». Я знала, что так будет, ждала его. Он всегда возвращается, вот и сейчас. Но скоро поедет обратно. 
41-летний Динар, ныне инженер тепловых сетей, был в зоне СВО с октября по январь. Он тоже доброволец.

- Пошел туда, потому что родился для того, чтобы Родине служить, - скромно ответил мужчина. - У меня была контузия. Если надо будет опять идти в зону СВО, пойду. Семья мое решение восприняла как должное. Сказал им: «На следующий день еду в зону СВО». В свое время два года служил в воздушно-десантных войсках. Вот пришел опять долг Родине отдать. 

С Динаром вместе пришла его единственная 14-летняя дочь. 
- Знала, что папа туда пойдет, - призналась девочка. - Верила, что все будет хорошо. Меня поддерживали в школе, там все знали, где он. Когда папа вернулся, я очень обрадовалась. Он прилетел ночью на самолете, мы его встречали. 

Был среди героев и врач - травматолог-ортопед 35-летний Сергей. В зоне СВО находился с ноября по март. Там работал по своей специальности. 

- Я мобилизованный, - ответил Сергей. - Чувствовал себя там нормально, ранений не было. 

Однако супруга доктора, слушая разговор, покачала головой.
- В больницу, где работал муж, пришла повестка, - сказала она, когда Сергей отошел в сторонку. - У него была бронь, но он от нее отказался. Сама я только недавно об этом узнала. Сложно сказать, что почувствовала, когда он пошел в зону СВО. Это было неожиданно, земля ушла из-под ног. Но Сергей всегда был таким. Мы учились в одной группе в университете, я тоже врач, но пульмонолог. Он из другого города приехал в Казань, сам поступил, учился хорошо, всегда был очень самостоятельный, собранный, привык рассчитывать только на себя. У нас двое детей - 3 и 6 лет. Они не поняли, где их папа, но переживали. Им я объяснила, что папа по работе уехал, но скоро вернется. 

Самым молодым из награжденных героев был 22-летний Дмитрий. Он пришел на мероприятие со своей девушкой Катей. Со слов моих собеседников, на тот момент, когда он отправился на спецоперацию, они еще не были знакомы.
- Был в зоне СВО с февраля по июль прошлого года, - сказал парень. - Почему пошел? Все пошли, и я пошел...
И ребята засмеялись. 

- Как ваши родители отреагировали? - спрашиваю.
- Они в другом городе живут, отреагировали... плачевно, - добавил Дмитрий. 

Последним, с кем удалось поговорить, был 38-летний Максим. Он тоже доброволец и был в зоне СВО с апреля по июль прошлого года. Выбыл по ранению.

- Родина зовет, - коротко объяснил свое решение герой. - Никому не сказал тогда, что иду, только сестренке. - Семьи своей у меня нет. Думаю, это правильно, когда в зону СВО идут мужчины, не имеющие жены и детей, нежели семейные. 
Что же, 38 лет - еще не вечер, тем более для героя. А значит, все лучшее еще впереди! 

Уточнить информацию о службе по контракту, а также о довольствии, премиях и выплатах татарстанцы могут на сайте heroes-tatarstan.ru или по телефону 117.
 

news_right_column_240_400