Свадебные обряды татар - это мировоззрение, поэтичность, музыкальность. Сбором, изучением и сохранением фольклора семейно-бытовой обрядности татар Заказанья занимается старший научный сотрудник Республиканского центра развития традиционной культуры кандидат филологических наук Залия Брусько. Она и рассказала «КВ» о народных татарских свадебных традициях. «Девочка в колыбели - приданое в сундуке»- Самое благоприятное время для свадьбы (туй) - конец лета и осень. А чтобы раскрыть особенности свадьбы, нужно разделить обрядность на этапы. Первый - сватовство. То, что к вам направляется именно сват, можно определить по его внешнему виду - в руках палка. Одна штанина завернута выше колена, а у свахи - выпущена поверх голенища сапога. Для судьбоносного диалога сват садится в доме под матицу, что потолок держит. Это место, где обитают духи - хранители, покровители дома. Немаловажно заручиться их поддержкой. Также для удачи в сватовстве он подкладывал под себя подушку или свою шапку, перья, шерсть. Духи - охранители рода. У кряшен Пестречинского района сват, прежде чем войти в дом, должен был... помочиться во дворе невесты - оставить метку, занять территорию. А в Балтасинском районе жених до начала сватовства посещал могилы своих близких умерших, чтобы они поддержали его в таком важном деле. Благоприятными днями для сватания считались понедельник и пятница. Суббота и вторник - несчастливые дни. В эти дни птица и гнезда не вьет. А чтобы скрыть от злых духов и недоброжелателей истинную цель прихода, сват начинает беседу намеками: «У вас товар, у нас купец...» У татар Заказанья они имеют особый подтекст, отражают бытовавший выкуп за невесту. Такие важные решения принимались семьей девушки не сразу. За утвердительным ответом сваты приходили неоднократно. После положительного исхода дела следует сговор. Родственники жениха и невесты оговаривают все вопросы, в том числе и приданое невесты. «Девочка в колыбели - приданое в сундуке» - с сорока дней мама девочки начинала собирать сундук невесты. Вышитые предметы текстиля, подарки для родни мужа... К сундуку невесты прилагалось обязательно парное количество скота - пара гусей, овца с парой ягнят. Тихое таинство никах Никах - религиозный обряд бракосочетания, основной момент традиционной татарской свадьбы. Проводится он в основном в доме невесты тайно. Двери, ворота, окна во время никаха должны быть закрыты. «Во время никаха и ветер не должен проходить, иначе между молодыми не будет тепла». В далеком прошлом у казанских татар жених и невеста не присутствовали на процессе чтения никаха, их представляли свидетели. После никаха жених на законном основании остается ночевать у невесты на обязательно четное количество дней - два или четыре дня. Свадебный этап ознаменован весельем, испытанием не только удали, пытливости ума жениха при прохождении препятствий, но и его кошелька. В день свадьбы жених на свадебном поезде едет за невестой. Свадебный поезд должен прибыть непременно в четное время первой половины суток (10, 12 часов) - для долгой семейной жизни. Шум, песни, щелканье кнутом - это магические ритуалы, призванные обратить в бегство злых духов и немешать веселой свадьбе. Причем заезжать к невесте нужно непременно с правой стороны. Если невеста живет на этой же улице, жених объезжал деревню, чтобы заехать справа. Встреча жениха - увлекательная церемония. Родственники и близкие невесты не пускают жениха в дом. Жених должен оплатить «стоимость ворот», раздать подарки. Но и на этом торги не завершаются. В комнате, где находится невеста, его поджидают младшие брат или сестра с «песней дверной ручки»: «Дверная ручка стоит один алтын, наша сестра - тысячу алтынов»!Мед и хлеб для молодых- Залия Мансуровна, а как выглядит плач невесты на татарской свадьбе?- Плач невесты существует у татар-мишарей. У татар Заказанья такого обряда не встречали. В доме невесты - только проводы. К жениху выезжают также в четное число - например, в 14.00. У ворот молодых встречают родственники, долго живущие в браке. Невеста сходит со свадебного поезда, опираясь на дареную скотину - телку или овцу. А у крыльца дома ее встречают медом, маслом, хлебом: «Пусть сноха будет ладной, а речь ее сладкой!» Мед на свадьбе казанских татар - ритуальное блюдо. Свадебный хлеб - обрядовое угощение, символ благополучной жизни. Перед входом в дом руку невесты посыпают мукой - чтобы была хлебосольной. Выполнив все ритуалы, невеста встает на белый платок, подушку или вывернутую наизнанку овечью шубу - для богатой жизни со своим мужем. Печь в татарском фольклоре - место обитания духов, домовых. Завели невесту домой к жениху - обводят вокруг печки, чтобы домовой принял ее. Невеста, заходя в дом, остерегалась смотреть в окно - оно слезливое. Первое, на что нужно посмотреть, это печь - обитель духов родовой общины. Приданым невесты украшают комнату, вещи свекрови убирают. Кульминационный момент свадьбы - когда выносят гуся. Делящий гуся мастер должен торжественно его разделить. Голову - жениху, шею - невесте. Крылья - незамужним сестрам. Ножки - для братьев. А гусиную попку - свекрови, чтоб умела язык придержать. От свадебного застолья с песнями и танцами молодых уводили в клеть, или «дом жениха» - арендованный дом. Постель стелила женщина, имеющая детей, с пожеланиями: «Ложитесь вдвоем, вставайте втроем!» Вместе молодые должны быть не менее двух дней. Если жених ушел к себе домой раньше, это говорило о нечестности молодой. Свое недовольство жених мог выразить при посещении родителей «на оладьях зятя». Сделать посредине блина отверстие - рассказать все без слов.
Послесвадебная баня- Послесвадебный этап начинался с совместного похода в баню. Когда-то было принято испачканную простыню стирать в бане. А использованную воду плеснуть на печку-каменку - жертвоприношение хозяину, чтобы молодым стать друг другу милее. Особо интересен обряд «Показать путь к воде» - проверка умения работать. Знакомство с «Хозяином воды» - источником - проходило весело, с гармонью. Девушку провожала процессия молодежи. Прежде чем набрать воды, молодая спрашивала разрешения «Хозяина воды». А чтобы задобрить, кидала в воду монетку и оставляла в дар полотенце. «Выход в свет» - непростое испытание. Нужно не расплескав принести коромысло с водой. Таким образом молодая приобщалась к кругу замужних женщин.
Послесвадебная баня- Послесвадебный этап начинался с совместного похода в баню. Когда-то было принято испачканную простыню стирать в бане. А использованную воду плеснуть на печку-каменку - жертвоприношение хозяину, чтобы молодым стать друг другу милее. Особо интересен обряд «Показать путь к воде» - проверка умения работать. Знакомство с «Хозяином воды» - источником - проходило весело, с гармонью. Девушку провожала процессия молодежи. Прежде чем набрать воды, молодая спрашивала разрешения «Хозяина воды». А чтобы задобрить, кидала в воду монетку и оставляла в дар полотенце. «Выход в свет» - непростое испытание. Нужно не расплескав принести коромысло с водой. Таким образом молодая приобщалась к кругу замужних женщин.