Что же побуждает молодых людей влезать в это «болото», каков он - мир наркоманов, и можно ли вырваться из этого плена? С этими вопросами наш репортер обратился к одному из тех, кто до сих пор сидит на игле и, по его мнению, уже никогда не вернется в реальный мир. Он бывший студент одного из казанских вузов. Иван, назовем его так, долго не соглашался на контакт с журналистом, но все же решился на исповедь.
Первый шаг к «тихому омуту»
О том, что существуют наркотики, я знал давно, но мне казалось, что они где-то далеко, чуть ли не на другой планете, и уж меня-то эта проблема никогда не коснется. Но однажды на мой день рождения один хороший знакомый принес сверток, сказав, что это поможет мне «расслабиться». Я не придал этому значения и забросил эту «тему» в долгий ящик. Но какое-то время спустя сверток вновь попался на глаза. Мои дела в тот период оставляли желать много лучшего, и я подумал: а почему бы не попробовать? Я позвонил товарищу, и он приехал. Там оказался героин. Приятель научил, как это делать, и мы с ним занюхали порошок. Мне стало тошно: мутило, тошнило, рвало больше суток. Словом, колбасило так, что было противно. Я понял, что мне это не надо, это не мое. И дал себе слово больше никогда не связываться с наркотиками.
Ложка кайфа в бочке жизни
Через несколько месяцев я вновь встретился с приятелем. Это произошло случайно, на улице. Меня поразил его вид: большие выпученные глаза, сопли текут ручьем. Из веселого здорового парня, каким я его знал, он превратился в затравленного, измученного де-прессией зверька. Он напросился ко мне домой, а когда мы пришли, я застал его на кухне, где он разбавлял, а потом грел на газу что-то белое в ложечке. Тогда впервые и увидел, как люди колются. На моих глазах произошла метаморфоза: у него исчезли сопли, поднялось настроение.
- Ну давай, Ванек, теперь ты ширанись, ведь ты же пацан!
Помня о предыдущем опыте, я наотрез отказался. Но он так настойчиво меня убеждал в том, что та доза была слишком большой, а теперь будет хорошо, что я согласился. Мы развели дозу поменьше, и я принял наркотик. И действительно, мне стало так приятно, просто супер: легко и беззаботно, все проблемы куда-то разом испарились, только эйфория и кайф.
Я плачу за... свою смерть!
Наркотики как трясина - не успеешь оглянуться, как уже по уши в болоте! Так и со мной вышло: с учебой пришлось завязать, ведь надо было как-то зарабатывать на дозу: даром-то никто не дает! И ведь вот что интересно: я сам, добровольно, стал наркоманом и поначалу это действительно доставляло мне огромное удовольствие. Помню, первый месяц даже казалось, что я в любой момент могу соскочить с иглы и вернуться к прежней жизни. Но вскоре понял, что «дурь» стала частью меня самого, она была и физической, и психологической необходимостью моего существования, то есть я четко знал, что без наркотика уже не могу прожить и дня, как без воздуха.
Впрочем, бывали жуткие дни, когда я не мог заплатить за дозу и меня ломало так, что не приведи господи. Это даже описать невозможно. Ну вот представьте себе ходячего мертвеца, который не может ни есть, ни пить, ни спать - ничего! Ощущение такое, будто тебе в спину воткнули нож, а ты лежишь на холодном полу и чувствуешь, как у тебя через затылок вынимают твой скелет, а по всему телу гнойные нарывы, которые болят. И эта боль прекратится только в одном случае - если ты примешь очередную порцию наркоты. И так будет продолжаться до самой смерти! Удивительно, но при этом я еще не потерял способности критически мыслить и вполне осознаю, что продолжаю платить за эти сомнительные удовольствия своей жизнью. В сущности, наркоман однажды заплатит и за свою смерть, потому что наступит момент, когда только она одна сможет избавить от мук. А еще я плачу слезами тех, кому я все еще дорог в этой жизни, - мамы, сестры, жены, ребенка. Я как вампир все эти годы высасывал из них радость, вкус жизни, любви, как сейчас героин высасывает все это из меня...
Обреченные
- Скажи, Иван, как часто ты принимаешь сейчас наркотик?
- Два раза в сутки, это нормальная доза для такого наркомана со стажем, как я.
- Тебе доводилось совершать преступление ради наркотиков?
- В прямом смысле слова, я никого не убивал. Но на иглу людей подсаживал, так же как это сделал со мной тот приятель.
- Зачем же ты толкаешь в это, как ты выразился, болото других?
- Наивный вопрос. Чтобы были постоянные клиенты, чтобы товар пользовался спросом, чтобы была работа, чтобы была постоянная доза.
- А что стало с тем приятелем, который сделал из тебя наркомана?
- Его уже нет в живых. Как и больше половины других моих друзей-наркоманов. Я знаю, что меня также ждет эта участь...
Беседовала
Виктория ВАСИЛЬЕВА,
слушательница школы
молодого журналиста
при «Казанских ведомостях»