- В последнее время среди несовершеннолетних произошел рост тяжких и особо тяжких преступлений, среди которых преобладают имущественные злодеяния. Это связано с тем, что существующая правовая модель по работе с подростками исчерпала себя. Она нуждается в модернизации, потому что не справляется с негативными явлениями в детской среде.
- Противники создания ювенальной юстиции утверждают, что в США, где она создана, дети подают иски на родителей...
- Понятие ювенальная юстиция более емкое, чем просто суд. Это законодательство, направленное на проблемы детства и воспитания. Акцент должен быть сделан не на создание судов, а на профилактику преступности. Некоторые законодатели предлагают усиление ответственности в отношении нерадивых родителей. Я считаю, в создании ювенальной юстиции главенствующая роль должна отводиться не наказаниям, а помощи детям. В эту работу обязаны включиться педагоги, психологи, научные деятели. Например, у нас не решена проблема рецидива. После отбывания срока наказания юные преступники вновь возвращаются в свою среду. И никто не поможет им с учебой, работой и жильем. Помню, после окончания длительного срока в колонии девушку привезла домой воспитательница. Но едва она вышла из подъезда, как бывшая осужденная догнала ее и попросила: «Я не хочу здесь жить, заберите меня обратно!» Оказалось, дома - пьяные родители, голодный братишка и беспорядок. Дети не знают, как справиться с такой ситуацией.
КСТАТИ. По данным Управления судебного департамента в РТ, в прошлом году суды республики осудили 1332 несовершеннолетних. 123 из них девушки. На первом месте преступления средней тяжести - их 606. На втором тяжкие – 519.
- Тогда нужны ли России ювенальные суды? Нет ли опасности того, что родители окажутся заложниками своих детей?
- Рассматривая дела о лишении родительских прав, суд всегда исходит из того, что даже самая плохая мать – это мать. И если родитель встает на нормальный путь, он отменяет свое решение. Создавать отдельные суды по проблемам несовершеннолетних я считаю не нужно. Достаточно сделать в каждом райсуде один специальный судебный состав. Считаю, в каждом райсуде должен быть психолог для работы с несовершеннолетним подсудимым. При этом за основу надо брать нашу дореволюционную модель ювенальных судов. Тогда на рассмотрении дел, связанных с несовершеннолетними, присутствовали педагоги. А многие процессы шли через воспитательный эффект.
- Стоит ли уравнивать в правах родителей и детей? Ведь если ребенок может за любую провинность родителей подать на них в суд, не расшатает ли это семью?
- Всегда есть опасность перегнуть палку. Но это не повод для того, чтобы отказаться от реорганизации системы. Если родители и дети будут находиться в равных правах по отношению друг к другу, необходима деликатная работа педагогов и воспитателей с детьми.
- В некоторых регионах созданы экспериментальные ювенальные суды. Каковы результаты?
- В Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Ростовской и Иркутской областях на базе судов общей юрисдикции созданы отдельные составы судов в отношении несовершеннолетних. В них есть и воспитательный аспект. Работники спецшкол помогают трудным подросткам поступить в училища, получить общежитие. С ними работают психологи. По статистике, рост детской преступности в этих регионах снижается. Это говорит о том, что правосудие, направленное на работу с детьми, нуждается в пересмотре и модернизации.
КСТАТИ. Ювенальная юстиция - система госорганов правосудия по делам о преступлениях и правонарушениях, совершенных несовершеннолетними. А также госструктур, контролирующих исправление несовершеннолетних преступников и профилактику детской преступности, социальную защиту семьи и прав ребенка.