«С фронта говорили, они лучшие»: татарстанец усовершенствовал свои печи-буржуйки для спецоперации

«Помогают даже бабулечки, недавно был перевод с сообщением: «Сынкам на печки 130 рублей»», — рассказывает Дмитрий Максаров, с осени прошлого года организовавший во дворе своего дома цех по производству буржуек для бойцов СВО. Один день из жизни «цеха» увидела корреспондент «КВ».

news_top_970_100

Четыре месяца во дворе частного дома Дмитрия Максарова в поселке Залесный не смолкают звуки болгарки и сварочного аппарата. Здесь организован настоящий цех по производству буржуек для находящихся на линии соприкосновения СВО российских военнослужащих. Ненужные автомобильные диски, арматура, петли и даже старые металлические двери – для производства печей, говорят здесь, сгодится все.

Разработка конструкции чудо-печки, способной обогревать блиндажи любым горючим, принадлежит татарстанскому фермеру, экс-офицеру МВД Алексею Чигарову. Разработку инженера-самоучки высоко оценили на фронте. По просьбе солдат в устройство печи добавили площадку для приготовления пищи.  В интервью «КВ» Чигаров рассказал, что сейчас работает над созданием облегченной «окопной» печки.

Металл – из Челнов, трубы – из Альметьевска

«Это туда, прямо и налево», – указывают жители Залесного путь к дому Дмитрия Максарова, двор которого трансформировался в цех по производству буржуек. С ноября здесь практически не прекращается работа по производству печей из ненужных автомобильных дисков. О потребностях «цеха» знают не только местные, материал для буржуек привозят даже из Закамья.

 «Если бы не на фронт, я бы не зацепился за это, – 

говорит Дмитрий Максаров.

– Связался с Лехой, чтоб дал мне адреса тех, кто дает диски.

Съездил по трем адресам, набрал полный багажник,

привез сюда. С 1 ноября у нас изготовлено 92 печи».

Фото: © Дамира Хайрулина

«Вон дверь металлическая привезли из Челнов, даже номер на ней есть, трубы из Альметьевска, православная община помогла. Когда о нас написали стали деньги переводить. Помогают даже бабулечки, недавно был перевод с сообщением: «Сынкам на печки 130 рублей»», – говорит Дмитрий.

Умелец заверяет, что у него в поселке нет ни одного соседа, который бы чем-то не помог.

«Иногда до полдесятого, бывает, работаем. Прихожу после работы – и сразу сюда. Но все с пониманием относятся, никакого [возмущения] грамма нет, – уверяет он. – Купить можно и готовые [буржуйки], их продают из железа пятимиллиметрового, они неподъемные, и у них дымохода нет. Это прямые печи, ну около нее жить надо, и куча дров. А тут – чем больше емкость [с горячим] повесил, тем дольше ты к ней [печке] не подходишь».

Буржуйки для СВО максимально неприхотливые. Топить их можно любым горючим.  

Фото: © Дамира Хайрулина

Дизельное топливо, отработанное масло и вообще все, что горит – печи, по словам умельцев, максимально неприхотливы в топливе. При этом теплоотдача буржуек составляет 95%. Жар в конструкции из дисков циркулирует кругами.

Те буржуйки, что здесь делают сейчас, несколько отличаются от самых первых. Поначалу корпус печи полностью был круглым и повторял очертания автомобильного диска, позднее, по просьбе самих военнослужащих, в конструкцию добавили плиту.

«Такая ровная плита нужна для разогрева воды и приготовления пищи, это незаменимая вещь. В данный момент — это самые востребованные печки, нам с фронта говорили, что они лучшие», – говорит он.

Печка чтобы взял и пошел

Алексей Чигаров рассказывает, что изначально он предполагал, что печки его конструкции будут делать для широкого круга.

«Начиналось все со сбора гуманитарной помощи летом прошлого года, а потом к осени, смотрю, спецоперация затягивается, скоро будет осень и зима. Как-то надо греться, общался с ребятами, сказал, что хочу сделать печку. Изначально думал для своих ребят, которых я знаю, штук 10 отправить и все. Что пошло не так? Нас засосало в спецоперацию. Я уже этой спецоперацией живу. Бывает, спать ложусь часа в два – занимаюсь еще логистикой, звонят, говорят, что надо передать посылку. Начинаю искать, кто первый поедет туда-то», – рассказывает Алексей.

 Работа в цеху не прекращалась даже в период недавних 25-градусных морозов. 

Фото: © Дамира Хайрулина

К настоящему времени в цеху изготовили около 100 буржуек.  

«Будем продолжать работать до тех пор, пока это надо», – заверяет Алексей Чигаров.

Сейчас он работает над созданием окопной печи. Говорит, уже есть первый образец.

«Пробую новую печку. Она будет килограммов 7 максимум весить. Окопная печь и также может быть использована в небольшом блиндаже на два-три человека, палатку также небольшую на два-четыре человека [способна обогревать]. Она будет как чемоданчик, раз – взял и пошел», – рассказывает он.

Для облегченной печи подойдет как листовое железо, так и металлопрофильная труба.

«Есть первый образец, пробовал  – воду нагревает. Она тоже будет работать на «соляре», но хотелось ее сделать по принципу горелки, там горит не бензин, а пары. Когда горят пары дым вообще не уходит, противник не увидит. И температура увеличивается и расход соляры будет поменьше», – поясняет он.

«В списках погибших нет»

По выходным в цеху особенно многолюдно. Здесь между сменами в пожарной охране занимается раскроем и обрезкой металла для буржуек мастер Алексей. Из скромности он не стал называть своей фамилии.

 Евгений Алексеевич еженедельно приезжает из Зеленодольска. 

Фото: © Дамира Хайрулина

Рядом с ним сваривает элементы печей экс-сварщик на пенсии – Евгений Алексеевич, для своих просто – дядя Женя. Сюда он приезжает по субботам из Зеленодольска. На спецоперации добровольцем находится его сын – Константин. Говорит связи с ним нет, потому узнать, дошла ли до полка печь, возможности нет.

«Связи нет, последний раз в Луганске с ранением лежал, тогда звонили. А так сказали, что в списке погибших нет», – говорит он.

Изначально планировали снабдить буржуйками бойцов батальонов «Алга» и «Тимер». Позже решили делать печи для мобилизованных татарстанцев.

Фото: © Дамира Хайрулина

География умельцев, которые трудятся здесь распространяется на Казань, поселок Туру и не только. Деньгами, дисками, металлом помогают и жители Залесного. Соседи приносят в цех даже горячее питание, сегодня занесли пирожки. Не прекращали работу здесь даже в недавние морозы. В конце декабря прошлого года Алексея Чигарова приглашали к Раису Татарстана Рустаму Минниханову, который вручил ему благодарность Российской Федерации и Республики Татарстан. Старания мастеров отметил благодараственными письмами атаман станицы Альметьевская ТРО МОО Оренбургского казачьего войска.

«Вообще не ожидал, что так откликнется массово и будут помогать, – говорит Чигаров. – Материала у нас сейчас достаточно. Помимо печек есть сборы на медикаменты для ребят наших, на спецсредства – рации, коллиматорные прицелы, есть китайские дешевые, но у них качество плохое, хорошие стоят от 20 тыс. рублей и больше, приборы ночного видения, которые на автомат крепятся – самый дешевый 120 тыс. Много что надо. Даже форма очень быстро изнашивается, Минобороны помогает, но благодаря нашей бюрократии очень долго идет помощь. Мы как волонтеры намного быстрее, намного мобильнее, за нами нет начальства, которому надо рапорт передать. У нас такого нет».

Контактный телефон для желающих оказать помощь: +7 903 050 49 74 и +7 965 584 54 94.

Телефон для сбора спецсредств: +7 969 778 38 12

 

news_right_column_240_400