"Нас так и называли - "банда"

Мне посчастливилось несколько лет проработать в музее Высоцкого в Москве. За это время мы общались со многими людьми, знавшими Владимира Семеновича, работавшими с ним в театре, кино, на концертах. Встретились мы и с замечательным актером Александром Филиппенко. Александр Георгиевич рассказал много интересного о тех годах, когда он играл в театре на Таганке.

news_top_970_100

Мне посчастливилось несколько лет проработать в музее Высоцкого в Москве. За это время мы общались со многими людьми, знавшими Владимира Семеновича, работавшими с ним в театре, кино, на концертах. Встретились мы и с замечательным актером Александром Филиппенко. Александр Георгиевич рассказал много интересного о тех годах, когда он играл в театре на Таганке.

- Да, нас так и называли - "банда", в самом хорошем смысле слова. На "Таганке" я и познакомился с Владимиром Высоцким. А с его творчеством столкнулся еще раньше, когда играл в студии "Наш дом" у Марка Розовского. Помню, на 10-летний юбилей студии мы сделали смешную пародию на Высоцкого:

Если театр оказался вдруг И не друг и не враг, а так, Если сразу не разберешь, Плох он или хорош...

И еще я рвался и кричал, подражая Высоцкому, который потрясающе играл есенинского Хлопушу в "Пугачеве": "Проведите, проведите меня к нему. Я хочу видеть этого человека!" И ведь даже и не предполагал тогда, что через какой-нибудь год я сам буду играть в этом легендарном спектакле вместе с Владимиром Семеновичем.

- Вы пришли на "Таганку" еще студентом театрального училища, и вас сразу стали вводить в спектакли?

- Почти сразу. Тогда репетировали "Берегите ваши лица", но спектакль закрыли. Еще были "Антимиры". Это был такой десятичасовой спектакль, требующий невероятной подвижности, легкости...

- Десятичасовой спектакль?!

- Да, это же самая приятная вещь! Представляете, все зрители уходят из театра, Высоцкий с другими актерами внизу, в маленьком фойе, играют на гитарах и поют... Вот вам еще один спектакль, да еще какой!.. Представляете: пустой театр и оставались только мы, стихи и гитары... Это самые дорогие воспоминания о "Таганке".

- Александр Георгиевич, расскажите о репетициях "Гамлета". Говорят, они велись непривычно долго - целых два года...

- Что вы, чтобы Любимов репетировал два года один спектакль... Никогда! Но репетиции были очень тяжелые. Мне дали сразу три роли - какие-то эпизоды.

На "Гамлете" вообще всегда происходили странные вещи: что-то постоянно терялось, что-то находилось, постоянно что-то падало на головы... Самая известная история, когда упал занавес во время репетиции сцены похорон Офелии.

- Вы были на той репетиции?

- Я же первый шел в той похоронной процессии! Я же играл священника. И как сейчас понимаю, нас всех спасло то, что гроб несли высоко над головами и удар пришелся на гроб, а не на головы. Конструкция упала как раз на то место, где должен был стоять Высоцкий, но он в этот момент по счастливой случайности ушел за кулисы покурить. Это и спасло ему жизнь.

- После "Гамлета" Любимов поставил Пушкина "Товарищ, верь!" И тут тоже произошло непонятное - Высоцкий репетировал роль Пушкина и вдруг, перед самой сдачей спектакля, его сняли с роли с формулировкой "за неэтичное поведение на репетициях". Интересно, что же случилось?

- Какие причины? Сейчас об этом можно говорить что угодно, но все это будет не то... Вы понимаете, что такое играть что-то другое после Гамлета? Какая должна быть роль следующая, за Гамлетом? Вот в этом вся загадка и разгадка. Все остальное - ерунда. После Гамлета необходимо брать высоту другую, более высокую. А когда в спектакле пять Пушкиных, а ты - один из них, то никогда другую высоту не возьмешь. Я так понимаю...

- Вы застали "Таганку" в ее невыездной период...

- Но только я ушел из театра, как "Таганку" сразу стали выпускать. Они поехали в Болгарию, Югославию. Но я застал гастроли в Ленинграде и Киеве. Кстати, в Питере было одно приключение... У нас были организованы две актерские бригады, которые ездили на встречи со зрителями, чтобы заработать денег. В моей бригаде было всего шесть человек, в их числе и Высоцкий. Володе вообще было очень сложно куда-нибудь вырваться - его "пасли" и поклонники, и ОБХС, но он все-таки умудрялся приезжать, честно отпевал свои полчаса. ОБХС приезжал, а его уже нет давно. Денег на концерте он не брал, мы расплачивались с ним потом, в театре. Это были такие смешные, мизерные суммы, но даже из-за них случилась неприятность...

- Вас поймали на этих "левых" концертах?

- Не нас, а ту, вторую, бригаду. Мы делали все умно и тихо, а их было очень много - десять человек. Представляете, сколько устроителям надо было взять денег из фондов месткома, профкома, чтобы заплатить десяти актерам, да и чтобы им самим что-нибудь перепало... Ну, ту "агитбригаду" взяли прямо на концерте и привезли к театру на "воронках" с сиренами, мигалками... Дело удалось замять, но из-за этого на полчаса задержали два наших параллельных спектакля - "Гамлет" и "Добрый человек из Сезуана"...

Ольга ИВАНЫЧЕВА.

КСТАТИ 24 января к 65-летию Владимира Высоцкого в Государственном Кремлевском дворце состоится вручение премии "Своя Колея" за 2002 год. В церемонии примут участие народный артист СССР Иосиф Кобзон, народный артист России Николай Расторгуев и группа "Любэ", народный артист России Дмитрий Певцов, группа "Неприкасаемые" и Гарик Сукачев, народный артист России Иван Бортник, заслуженный артист России Михаил Евдокимов, заслуженный артист России Николай Фоменко, многие известные барды и Государственный камерный оркестр джазовой музыки под управлением Олега Лундстрема.

А 17 - 23 марта Государственный культурный центр-музей В.С.Высоцкого в Москве проводит третью международную научную конференцию "Владимир Высоцкий: взгляд из XXI века".

news_right_column_240_400