Наша первая мечеть в Японии

2 августа исполняется 70 лет со дня официального открытия первой мечети в Японии. У истоков этого процесса стояли казанские татары.

news_top_970_100

Татарский политический деятель Рашид Ибрагимов получил поддержку в вопросе строительства мечети в разговоре с представителем военных кругов Такеeши Охара еще в 1909 году. Бывший имам мусульманских полков в армии Колчака и атамана Семенова Мухаммед-Габдулхай Курбангалиев, возглавив махаллю «Исламия» в Токио, начал строительство мечети в столице Японии в 1928 году. Однако первая мечеть появилась гораздо позже - лишь в августе 1935 года в городе Кобе.

Несомненно, это было связано и с заинтересованностью японского правительства в использовании тюркомусульманской эмиграции (она появилась с началом создания в Маньчжурии японского протектората Маньчжоу-Го в 1930-х гг.) для осуществления его стратегических планов в Восточной Азии, и с отсутствием необходимых средств для строительства у самих эмигрантов, и с конфликтом между двумя татарскими национальными лидерами - М.-Г.Курбангалиевым и Гаязом Исхаки, прибывшим в Японию в конце 1933 года из Германии.

В Токио мечеть открылась только в 1938 году, в период проведения Первого всемирного конгресса последователей ислама, после возведения мечетей в городах Кобе и Нагоя (1937).

Название японского города Кобе переводится на русский язык как «врата богов». Мусульманские купцы из Индии обосновались в Японии давно, но только после Первой мировой войны мусульманское сообщество, состоявшее в основном из индусов-мусульман (пакистанцев), задумало строительство мечети как центра махалли. Однако только после присоединения к мусульманскому сообществу в Кобе многочисленной общины тюркотатар, эмигрантов из России, в Кобе появилась полноценная махалля, которая организовала регулярное чтение пятничного намаза, построила школу для национально-религиозного воспитания своих детей.

В 1934 году на собранные средства за 11 тысяч иен была выкуплена территория в 122 цубо (цубо - японская единица измерения площади, равняется 3,3 кв. метра). М.Г.Бочия сумел создать фонд в 76 тыс. иен, собрав основную часть его в мусульманской части Индии. Разрешение на строительство было вскоре получено от самого императора.

По словам Гаяза Исхаки, «эта мечеть, построенная в великой азиатской стране, Ниппон, будет первым камнем, заложенным в дорогу дружеских отношений мусульманских стран с Японией».

Торжественное открытие мечети состоялось в пятницу 2 августа 1935 года по адресу: The Kobe Muslim Mosque, 57, Nakayamate-dori 2-chome, Kobe, Japan. Церемонию открытия вел главный спонсор строительства индус Ферразутдин. Собрались представители Индии, России, Германии, Маньчжу-Ди-Го, Китая, Туркестана, Явы, Японии, Египта и Афганистана. На церемонии присутствовал мэр города Гинджиро Катцуда, который в своей приветственной речи назвал город японской Меккой, заметив, что единственная мечеть Японии будет привлекать последователей ислама со всей страны и способствовать развитию мусульмано-японских отношений.

Дверь мечети специально изготовленным серебряным ключом открыл Ферразутдин. Затем все мусульмане со словами «Аллах акбар» вошли в здание. Первый пятничный намаз был прочитан Ферразутдином с минарета. С этого дня до настоящего времени еженедельно в мечети проводится пятничная служба.

 

Лариса УСМАНОВА

news_right_column_240_400
news_bot_970_100