Настольная лампа

news_top_970_100

А эта вещь (или даже несколько таких вещей) наверняка была в каждом доме. Я говорю о настольной лампе. И наверное, у каждого из нас есть какие-то воспоминания, связанные с этим источником света.

Фото автора


Конечно, детские воспоминания - это непременные до­машние задания при этом свете: «Включи лампу, глаза испортишь!» И с одной стороны, свет такой теплый да и уроки надо делать. А с другой - с тоской смотришь в окно на заснеженную улицу, ведь там друзья уже ждут поиграть в хоккей или придумать какую-нибудь очередную шалость.

Отец непременно включал лампу, когда мастерил или чинил что-то, до сих пор в памяти этот особый запах канифоли от паяльника, когда создавался очередной шедевр электротехники или просто починялось что-то домашнее. А мама усиленно при свете этой лампы, разложив пестрые картинки, долго и тщательно готовилась к своим занятиям в университете, где преподавала.

Именно под этим волшебным светом мною были прочитаны первые книги, написаны первые письма далеким друзьям по всей необъятной стране, штудировались школьные и университетские учебники (с разной степенью энтузиазма, что уж там скрывать).

Ну и не будем забывать, что в советское время у одной из разновидностей настольных ламп был, как сейчас принято говорить, культовый статус. Американский инженер Доусон Мак-Фаддин, создавший «банкирскую лампу» с зеленым абажуром (говорят, зеленый свет меньше утомляет глаза), и не догадывался, какая особая судьба уготована его детищу в новой стране, появившейся на карте мира в начале ХХ века. Но тем не менее, купив в подарок мужу Владимиру Ленину в недорогой комиссионке такую лампу, Надежда Крупская на долгие годы с легкой руки писательницы Марии Полежаевой сделала из такой лампы не просто осветительный прибор, а целый символ. С тех пор даже многие начальники разного уровня считали своим долгом иметь на столе некое подобие той зеленой, ленинской, лампы.

А лампы были разные - начиная от классических основательных железных конструкций до появившихся в 80-х этаких образцов хай-тека. У этих пластиковых ламп была гибкая гофрированная стойка, и особой забавой стало крутить ее туда-сюда, получая нужный угол.

Конечно, трудно перечесть все то, чему немым свидетелем стал этот, на первый взгляд, незамысловатый прибор. Но согласитесь, когда в темной комнате горит только настольная лампа, само по себе это уже создает особую атмосферу: и таинственную, и уютную одновременно. И пусть сейчас она чаще освещает клавиатуру компьютера, чем открытую книгу или блокнот, суть от этого не меняется. Эта незаменимая помощница так и будет с нами, выполняя такую нужную задачу - освещать, радовать светом и наблюдать, как под этим светом делаются новые открытия, рождается что-то новое (как этот текст, например) или просто в тишине шелестят книжные страницы.

Антон Боровиков, 
Казань

news_right_column_240_400