Недавно ко мне пришел знакомый и подсказал тему для статьи.
Ко мне он ехал на метро. Вошел, как и положено пенсионеру, в первый вагон. Но места для стариков и женщин с детьми были прочно заняты молодыми людьми младшего студенческого возраста. Мой гость, фронтовик, контуженный под Вязьмой, простоял все сорок минут, с любопытством глядя на подрастающее поколение: совесть проснется или нет? Не проснулась.
Тогда ему пришла в голову вот какая идея.
Нужно, чтобы на каждой остановке в первый вагон метро заглядывал милиционер и, увидев молодого человека на месте, предназначенном не для него, вежливо препровождал нарушителя порядка в ближайший участок. Нет, не для наказания - для выяснения личности. Мой гость счел, что поскольку москвичи люди культурные, юноша, сидящий, когда старик стоит рядом, наверняка приезжий. Вот и надо проверить, есть ли у него регистрация. А если предъявит московский паспорт, тем более надо проверить: в силу немосковского поведения документ наверняка поддельный. На доскональную проверку по всем милицейским компьютерам уйдет не так много времени - часа три-четыре. После чего, если все бумаги в порядке, подозреваемого следует с извинениями отпустить.
Сперва идея мне очень понравилась. Но потом я подумал, что в ней наличествует некий столичный шовинизм. А разве питерцы менее культурны? А жители Нижнего или Самары? А чем хуже Курган, город великого травматолога Гавриила Елизарова, или Екатеринбург, город великого андролога Льва Власенко? А Омск с его знаменитыми театрами? А Томск с его пятью университетами и лучшим в Евразии рестораном «Вечный зов»? А миллионный город на Дону разве не за деликатность жителей зовут Ростовом-папой? Десятки патриотических изданий из номера в номер пишут, что именно россияне самые добрые, самые отзывчивые, самые воспитанные люди на свете, и я с этим полностью согласен.
Так что если в автобусе или трамвае мы увидим, что беременная женщина стоит, а парень сидит, резонно предположить, что этот плохо воспитанный отрок американец или, в крайнем случае, какой-нибудь, условно говоря, француз. А если некто, шатаясь, движется по улице, задевая коленями столбы, а локтями старушек, да при этом еще и матерится по-черному, тут уж можно не сомневаться: безусловно, француз. И этого француза надо тут же тащить в околоток для проверки паспорта и визы. А если задержанный станет нагло утверждать, что он Иван Петров, надо ему со всей милицейской вежливостью объяснить: нам известно, что он на самом деле Жан Петруччи и приехал со своей Сицилии либо со шпионским, либо с мафиозным заданием и судьба ему сидеть в обезьяннике до тех пор, пока корсиканский консул в Норвегии не ответит на наш запрос. Если же его российское гражданство подтвердится, ничего страшного не произойдет, потому что за месяц в обезьяннике он, во-первых, протрезвеет, а во-вторых, напрочь забудет все матерные слова, которым выучился от плохих мальчиков у себя в Рио-де-Жанейро.
Кстати, проблема эта не только городская. Пройдитесь по любому пригородному лесу, да что там, по любому национальному парку - ведь это же кошмар! Под каждым вековым дубом своя помойка. Я не знаю точно, кто конкретно засоряет наши самые чистые в мире леса битым стеклом и жестяными банками, но подозреваю, что португальцы. Поэтому надо на всех дорогах устроить экологические засады и без всякой пощады отлавливать зарубежных нерях, которые слишком много себе позволяют. И тоже - не для наказания, а для выяснения. Поперся в лес со своим мешком мусора - поймать и выяснять до тех пор, пока не признается, что родом из Лиссабона и что подлинная его фамилия Магеллан. После чего ему имеет смысл погрозить пальчиком и строго заметить, что у нас тут не Австралия и если ему приспичило выбросить свой мусор в лесу, пусть это делает у себя в Никарагуа.
Таким способом мы, мне кажется, быстро избавимся от совершенно обнаглевших невоспитанных иностранцев, превращающих в свинарники наши замечательные города и села.
А главный вывод отсюда, мне кажется, вот какой: надо очень внимательно прислушиваться к словам бывших фронтовиков - они худого не посоветуют.