На фоне не внушающего оптимизма состояния общероссийской науки последних лет уверенности республиканского научного сообщества в своих силах можно только позавидовать.
Как отметил президент Академии наук РТ Ахмет Мазгаров на брифинге, посвященном Дню российской науки, все три ветви науки в Татарстане - академическая, вузовская и прикладная, одинаково сильны. Правда, еще три-четыре года назад реализовать в полной мере силу знания мешала одна острая проблема. А именно практически полное отсутствие современного, соответствующего прогрессу мысли и технологии, оборудования в республиканских лабораториях. Сейчас вопрос постепенно решается благодаря взаимодействию ректоров вузов. Но что дальше? Ведь отечественная наука в последнее время нередко обвинялась в значительном превалировании фундаментального крыла над прикладным.
Современной науке жизненно необходима интеграция - объединение поисковых, фундаментальных и прикладных исследований, отметили на конференции представители научно-исследовательских вузов. Первые шаги делаются. Заключены контракты и стратегические договоры между вузами и предприятиями. Развивается сотрудничество между университетами и Казанским научным центром РАН - туда приходят молодые дипломированные специалисты, чтобы продолжить свое образование в аспирантуре. Сам председатель центра академик Олег Синяшин уверен в научном потенциале своих подопечных. Он не испытывает недостатка в молодых ученых и продолжает работать на развитие партнерских отношений с вузами.
В вузах обеспечивается финансовая поддержка молодых людей, которые хотят посвятить себя науке. Так, дополнительно к выигранным грантам и стандартам заработной платы молодые ученые КФУ, например, получают ежемесячно 15 тысяч рублей от попечителей университета. Примерно тридцать человек заручились поддержкой ректората в 10 тысяч рублей, озвучил цифры ректор Ильшат Гафуров. По его словам, все больше молодых людей остаются в стенах университета для продолжения образования.
Как признаются ученые, процесс идет далеко не так гладко, как хотелось бы. Чему есть вполне логичное историческое объяснение. В начале 1990-х годов финансирование науки сократилось в 17 раз! В череде политических и экономических «разборок» отечественные ученые оказались не у дел. А на восстановление поломанного всегда требуется гораздо больше времени, сил и финансов. Но еще об одном немаловажном условии развития напомнил Ахмет Мазгаров: «Главное, чтобы наука была нужна обществу».
Кстати
Преподаватель одного из казанских вузов, пожелавший сохранить инкогнито, обозначил конкретные цифры. Ставка доцента составляет 6100 рублей. Надбавка за ученую степень кандидата - 3000 рублей. Доктора наук оценивают в 7000 рублей. Но те цифры, которые называют «средней зарплатой» и которые достигают, как правило, суммы 27 - 34 тыс. рублей, тоже нельзя назвать завышенными. Их получают, если ученый вертится как белка в колесе, совмещая еще ряд обязанностей.
Начинают растить будущего ученого еще в школе. Казанская учительница продемонстрировала свой расчетный листок за сентябрь 2012 года. Нагрузку - уроки русского языка в восьми классах, оценили всего в 10375 рублей 51 копейку. Достойная цифра получается только благодаря многочисленным надбавкам за стаж и квалификацию. А также за звание и категорию. Плюс оплата за классное руководство. Итого получается 22 - 24 тыс. рублей.