Легких денег на бирже не бывает.
Даже у самых осторожных и бережливых людей случаются моменты, когда они готовы рискнуть последними сбережениями. Вот и Алексей Гришанчиков, преподаватель одного из казанских вузов, весной этого года решил: все, хватит дарить свои и без того скромные сбережения 15-процентной инфляции.
Сначала думал было купить доллары, да сообразил, что цены растут быстрее. И тут Алексей вспомнил, что в юности зачитывался романом Золя «Деньги», где подробно описан механизм игры на бирже. Еще 10 лет назад об игре с ценными бумагами для частных лиц в Казани можно было только мечтать. Но хоть доступной для индивидуалов биржи у нас нет до сих пор, зато существуют достаточно развитые инвестиционные компании, которые могут взять ваши деньги в доверительное управление (то есть вкладывать их в акции по собственному усмотрению) или выполнять ваши заявки по покупке и продаже ценных бумаг (которые можно делать по телефону, Интернету или лично присутствовать в торговом зале).
Алексей мужественно собрал всю свою наличность, 500 баксов, и отправился в одну из крупнейших инвестиционных компаний Татарстана - там брокеры постоянно ведут торговлю акциями по распоряжениям частных лиц. Большинство инвестиционных фирм проводят с новичками так называемые обучающие игры со сравнительно небольшими суммами денег. Алексею для начала предложили поставить на кон 1 тыс. рублей. Люди, с которыми ему предстояло заниматься, подобрались пестрые - от вузовских преподавателей и начинающих финансистов до пенсионеров и инженеров их развалившихся НИИ.
Первым делом будущим Ротшильдам объяснили, что надежнее всего играть с самыми ходовыми акциями, так называемыми голубыми фишками (РАО ЕС, Сбербанк, «Ростелеком», «Норильский никель», в их число входит и «Татнефть»). Во-первых, они ликвидны в любой момент, во-вторых, растут и снижаются плавно, а не скачками.
Учебные торги кончились через две недели, и Алексею пришла пора играть по-серьезному. Компания брала за услуги 0,1 процента комиссионных, к тому же несколько долларов в месяц стоили услуги депозитария, в котором хранятся все акции, - правда, это же вселяло надежды на серьезность и надежность фирмы, которая к весне нынешнего года вышла далеко за пределы республики.
Рисковать всеми деньгами Алексей не стал, а приобрел пару тысяч акций РАО ЕС (тогда они стоили куда дешевле нынешних 7 рублей 15 копеек). Несколько дней акции шли в гору, а потом неожиданно подешевели почти на 3 процента. У Гришанчикова началась внутренняя паника, но он все-таки взял себя в руки и дождался, пока через неделю акции РАО ЕС выросли сразу на 10 процентов. На этой сделке он положил в карман первую тысячу рублей.
Говорят, аппетит приходит во время еды - Алексей бросился скупать идущие по весне наверх акции «ЮКОСа» и «ЛУКОЙЛа». Но, видимо, он все-таки родился в рубашке: какое-то шестое чувство подсказало Гришанчикову избавиться от «нефтяных» бумажек буквально за пару дней до начала наезда на Ходорковского. Алексей заработал на нефтяниках несколько тысяч и после этого долго размышлял, куда вложить прибыль, - пример с «ЮКОСом» был слишком красноречив и пугающ (сейчас акции ни того, ни другого нефтяного гиганта даже не входят в число «голубых фишек»). В конце концов он решил купить две дорогие акции Сбербанка и заработал на них за два месяца почти 10 процентов. Предпоследним «сладким» приобретением Гришанчикова стали ценные бумаги «Красноярскэнерго» - за месяц они подорожали тоже практически на 10 процентов.
- А почему ты избегаешь «Татнефти»? - поинтересовался я у Алексея.
- Да монстр «Связьнефтехиминвестхолдинг», честно говоря, вызывает большие сомнения. В Генпрокуратуре на него уже начали накат - не повторилась бы история с Ходорковским.
Алексей проработал в торговых залах инвестиционной компании чуть меньше полугода, за это время чистый доход превысил 7 тыс. руб - 40 процентов годовых. Негусто, конечно, но ведь и не такими крупными капиталами он рисковал. Зато успел познакомиться с профессиональными игроками, кто зарабатывает и до 100 процентов годовых, ворочая миллионами. Хотя из их группы больше половины разорились или потерпели значительные убытки в первые же два месяца...
Дмитрий ВИШНЕВСКИЙ.