В спецподразделении 10 обученных собак в паре с их хозяевами - сотрудниками милиции. Наряды, словно пограничники, постоянно сопровождают составы метропоездов на всех 6 станциях казанской подземки. В их задачу входит также контроль за вестибюлями, посадочными платформами и помещениями метро. Лучше всего для несения этой службы подходят немецкие и восточноевропейские овчарки, лабрадоры, а также малышки фокстерьеры.
- Эти собаки легко обучаемы, - поясняет Вильсур Гатин. - А небольшие по размеру фокстерьеры могут пролезть в узкие места и исследовать их на наличие опасных предметов. Собаки казанского метро вместе с хозяевами прошли обучение в специальных кинологических центрах МВД России. Срок обучения всем тонкостям работы в среднем полгода. Вначале идет общая дрессура. Затем специализация: отдельно на обнаружение наркотиков, задержание и преследование. В третьей учились мы с моей Лаймой - на обнаружение взрывчатки. Менять назначение собаки не рекомендуется. Псы, воспитанные как помощники охраны, агрессивны и сильны. Они чутко реагируют на любые резкие движения, но это может отвлечь их при поиске взрывчатки или оружия. А вот моя «немка» Лайма спокойна, сосредоточена и очень внимательна к окружающим запахам. Но дружелюбна к пассажирам.
- А не бросится ли собака по ошибке на слесаря, который идет с инструментами из металла?
- Нет, собаки различают десятки запахов. Такие, как моя Лайма, на обычную железку не среагируют. Они обучены находить взрывчатку, тротил, порох. В том числе, например, и гексоген, а также оружие по их характерным запахам. В отличие от гаечного ключа у оружия запах пороха - это его и выдает. Можете спокойно погладить Лайму. Но если у вас в кармане сейчас граната, она условленным знаком даст мне знать об этом.