Холодная весна стала испытание для пчеловодов в Татарстане, которые уже видят серьезные трудности с производством меда. Работоспособность пчелы из-за аномально низкой для поздней весны температуры почти нулевая, для вылета ей нужны как минимум 14 градусов тепла, говорят в региональной общественной организации «Пчеловоды Татарстана». Да и «пчеловылеты» приносят мало толку: нет цветения растений – нет пыльцы. Неурожайный на мед май в совокупности с подорожанием воска и дерева, необходимого для строительства ульев, грозят ростом цены на мед. В среднем цена этого продукта может подняться на 30%.
«Кормят не пчелы нас, а мы пчел»
Из-за холодной весны пчеловодам Татарстана пришлось кормить пчел прошлогодними запасами меда. Другого выхода нет, констатируют они, иначе ульи совсем опустеют.
«Холодный май, конечно, пчелы уже должны собирать весенний мед. Уже клиенты на весенний мед появились, но мед мы копим самим пчелам. Тем более, что популяция увеличивается – в это время нужно питание им. Приходится кормить их остатками с прошлого года», – говорит глава РОО «Пчеловоды Татарстана» Шавкат Хайруллин.
Весенний или «майский» мед ценится за особые свойства – он богат фруктозой, взятой из разных растений. Благодаря этому продукт отлично усваивается организмом, а фруктоза не провоцирует повышение инсулина.
Хайрулин говорит, что весна – время активного размножения пчелиного семейства, которому нужна еда в виде пыльцы и нектара растений, которой этой весной недостаточно. Потому усилия пасечников направлены на сохранения популяции.
«Если масса разрастается, а еды нет, то они могут погибнуть. Вот и получается, что не пчелы кормят нас, а мы пчел», – иронизирует собеседник.
Опасается Хайруллин и неурожая фрутктов и ягод из-за невозможности качественного опыления. Температура ниже 14 градусов (а это минимум для полета пчелы) сократила вылеты насекомых.
«Нужна пыльца пчелам. А ее нет. Холодная погода для всего плохо. Цветы не распускаются, а значит ни меда не будет, ни плодов», – говорит Хайруллин.
Сколько будет стоить мед
Сейчас пчеловоды уповают на теплый июль и август. Согласно прогнозу, июнь также будет не самым благополучным для них месяцем.
«Из-за того, что плохие погодные условия, наращивание пчел идет с отставанием. Говорят, июнь будет холодным, возможно меда будет мало. Если будет мало, подорожание, в любом случае, будет», – отмечает он.
Хайруллин говорит, что росту цен способствует подорожание древесины, необходимой для строительства ульев. Выросла в цене и стоимость воска, также необходимого в процессе пчеловодства.
«Все поднялось в стоимости. Процентов на 30% будет рост цены на мед», – сказал он, отметив, что на данный момент цена 1 кг меда прошлого года варьируется от 1 до 1,2 тыс. рублей.
Собеседник рассказал, что в лучшие годы пасечники собирают до 100 кг меда с одного улья.
«В целом, норма – фляга меда с улья, а это 50 кг», – отмечает он.
Рискованный бизнес
Впрочем, испытаний на долю пчеловодов приходится предостаточно. Холодный год – это еще не самое большое испытания. Многие пасечники помнят 2020 год, когда в разных района республики зафиксировали случаи массовой гибели пчел.
Тогда, согласно официальным данным, погибло свыше 3 тыс. пчелосемей. Сами пчеловоды говорили о 20 тыс. семей. Основная версия – гибель от химикатов, которыми обрабатываются поля от вредителей.
«Мер поддержки государства для пчеловодов нет. Когда в 2020 году погибло много пчел, никакой поддержки не было. Наши риски не страхуют, на нас страхование распространяется», – резюмировал эксперт.