Прокомментировать ситуацию «КВ» попросили проректора по корпоративному управлению ИЭУП Тимура Крамина:
- Суть в том, что цена на нефть, как известно, падает в долларах. А доллар растет относительно рубля. Эти два фактора работают в противоположном направлении, в итоге создавая равновесный механизм, который в какой-то степени поддерживает относительно стабильные цены на бензин. В ближайшие годы бензин будет дорожать постепенно, примерно соответствуя рублевым темпам инфляции.
Следует учесть и то, что цена на бензин далеко не на 100 процентов определяется ценой на нефть. Конечно, нефть как сырье для производства бензина имеет определенную роль в его цене. Но большая часть затрат (на производство, транспортировку, налоги, обслуживание кредитов) в силу инфляции никак не может снижаться. Простой пример: предположим, нефть снижается на 1 процент в долларовой стоимости. Учитывая, что в цене бензина нефть составляет около 5 процентов, эффект уменьшается в двадцать раз. Снижение цены бензина будет уже не на один процент, а на пять сотых процента.
В целом, если говорить о проблеме повышения цен на бензин, я бы разделил все факторы на те, которые находятся под нашим контролем, и те, которые от нас не зависят. К последним относится цена на нефть, структура себестоимости бензина. А что касается регулирования локального рынка нефтепродуктов, то это, по крайней мере теоретически, находится под контролем государства.
К примеру, наши нефтяники могут по выгодной цене активно продавать нефть за границу, при этом создавая дефицит бензина в России. А дефицитный товар, как известно, растет в цене. Это, безусловно, вопрос госрегулирования. Проблема вполне решаема путем введения каких-то регламентов, квот, дополнительных ввозных пошлин.