В Выставочном зале Союза художников РТ проходит выставка заслуженного деятеля искусств РТ Ильдара Ахмадеева «Графика. Живопись».
Это не первая его «персоналка». Перевалив за семидесятилетний рубеж, на многие вещи умудренный художник смотрит с иронией. Не хватает экспонатов? Возьмем из музея. Нет подписей к картинам? Так ведь важно, как нарисовано, остальное додумают.
В его учениках - заслуженные и народные, выпускники институтов и академий. И все в один голос называют Ахмадеева мастером, восхищаются отточенностью его линий и виртуозностью рисунка.
- Для нас, молодых художников, творчество Ильдара Каюмовича всегда сродни маяку, который освещает путь, - говорит председатель графической секции Фарида Хасьянова.
Журнал «Чаян», семидесятые годы. В карикатурах Ахмадеева много тонкого юмора, безудержного веселья. И еще - секса, о котором в те годы предпочитали не говорить. Раритетные эскизы не покрылись пылью - они злободневны и по сей день.
О монументальных работах, что извлечены из запасников музеев. Сколько бы ни стебались по поводу соцреализма нынешние критики, все равно перед эпическими полотнами застываешь, разглядывая детали. Ощущаешь фактурность предметов, прорисованных десятилетия назад: дощатая доска, служащая ступенькой к пьедесталу для молодых («Свадьба на КамАЗе»), белые ремешки свадебных туфель, поникший стебель ромашки... Сентиментально? Может быть...
Ахмадеев-романтик завораживает: светящаяся акварель портрета жены («Лида») не потускнела со временем. И чувство не убито бытом - тому подтверждение недавно созданная «Ностальгия».
А еще - национальная тема. Та, что вылилась в произведения, где главный персонаж - Тукай, воплотилась в иллюстрациях к произведениям татарских классиков. Сдержанная цветовая гамма, тонкая игра света и тени - и словно из ничего возникает и начинает звучать мелодия курая, будоража воображение.
Акварель, масло, графика - разные техники, разные годы создания. Объединяет то, что называют «порода». Одна из главных составляющих божьего дара.
Гульнур ХАФИЗОВА