- Только через мой труп! - безапелляционно заявила мужу Валя. - Вот прям вообще нет!
- Послушай, ну какие еще у нас есть варианты? - не сдавался Артем.
- А сестрица твоя? У нее детей даже нет. Вот и присмотрела бы за любимой мамочкой.
- Ты же знаешь Ритку, - вздохнул мужчина. - Ответственность - это вообще не про нее. Валь, я понимаю, что мама тебя недолюбливает…
- Да она меня ненавидела всю жизнь! - Валя вконец разозлилась. - Что бы я ни делала - все равно буду плохой. Я с ней воздухом одним дышать не хочу!
Александра Сергеевна была непростой женщиной. На эмоции она была холодна, по крайней мере с сыном. Зато властности в ней было на пару императриц и еще пяток генералов. Соседи поговаривали, что именно таким отношением она преждевременно свела в могилу мужа, обеспечивавшего семью тяжким трудом.
Роль отца семейства должен был взять на себя Артем, которому на тот момент было 16 лет.
- Ни к чему тебе этот институт, - говорила ему мама. - Ничему толковому там тебя не научат. Вон у Светки сын сварщиком работает - деньгу зашибает. И тебе нужно отучиться.
Артем не возражал. Маме вообще было трудно возражать. Хотя парень всерьез подумывал о поступлении в университет. Впрочем, в будущем он не пожалел о выборе профессии. Пусть это было и не его решение, зато дело оказалось по душе. Да и зарабатывать парень стал вполне прилично.
Правда, роста собственного благосостояния Артем не замечал, ведь на его попечении оказались мать и сестра. Александра Сергеевна почти сразу после его трудоустройства решила, что ее измученное здоровье прямо-таки подталкивает к досрочной пенсии, которой ее обеспечит любимый сын. А дочку Риту она заставила поступить в университет.
- Пускай жениха себе нормального ищет, - объясняла мама. - Девушке нужно высшее образование.
Риту это вполне устраивало. Женихов она искала даже слишком активно, довольно часто их меняя. По ее выражению, она просто искала себя. А так как Артем по-прежнему содержал семейство, с радостью продолжила учиться в магистратуре.
Артем тем временем стал понимать, что в таких условиях собственную семью он никогда не построит. Они уже год встречались с Валей, пора было делать предложение. Ох, что тогда началось… Парня называли предателем и неблагодарным. Мама доказывала, что он обязан ее содержать. А Рита в это время продолжит искать себя.
Но Артем настоял на своем. Он понимал, что нужно уходить из родительской квартиры, чтобы жить своим умом. А еще построить свой дом.
Александра Сергеевна была в ярости. Во всем произошедшем она обвинила невестку. Оказывается, это Валя - хитрая и циничная особа - заманила в свои сети перспективного мужчину. А еще и бессердечная, потому что заставила его бросить родную мать.
Несложно догадаться, что отношения у Вали со свекровью не заладились. До рождения детей еще получалось ее избегать, но потом Александра Сергеевна требовала общения с внуками. И попутно успевала искусно потрепать нервы невестке, устраивая скандал на ровном месте.
А Рита все не выходила замуж, что очень беспокоило маму. Дочка всегда была ее любимицей, потому непременно нужно было устроить ее счастье.
- Нам нужно разменять квартиру, - объясняла она сыну. - Как же Риточка выйдет замуж без отдельного жилья?!
Артему очень хотелось напомнить, что он женился без отдельной жилплощади. Но сдержался. Трехкомнатную квартиру в приличном районе получил еще его отец. После размена Рита оказалась в двухкомнатной, а мама - в однушке. Артем, конечно же, ничего не получил.
Впрочем, он уже давно перестал рассчитывать на семью. Наоборот, понимал, что лучше не быть обязанным такой матери.
Узнав о ее инсульте, Артем тут же примчался в больницу. Несмотря на сложные отношения с ней, он любил маму. И потому очень тяжело принял новости. Врач рассказал о серьезных последствиях. Александре Сергеевне стало трудно ходить, она почти ослепла. Пострадала и память…
Валя с ужасом восприняла перспективу ухаживать за ненавистной свекровью. Но когда она приехала на выписку, сердце ее дрогнуло. Вместо властной и желчной женщины перед ней была беспомощная старушка. Когда они оказались в машине, та с трудом проговорила:
- Спасибо, сынок, на Ритку надежды нет.
Надо сказать, что характер женщины несильно изменился после болезни. Она все еще была безмерно требовательна к окружающим, злилась, когда ее что-то не устраивало. Но делала это вяло - не хватало ей сил на полноценные истерики.
Валя старалась относиться к ней с терпением. Нет, совсем без ссор не получалось. Но она понимала, что свекрови тяжело.
Рита появилась всего пару раз, на предложение разделить ответственность за мать пожала плечами и сказала, что ей некогда.
- Вы же хорошо зарабатываете, вон какой дом отстроили, - заметила она. - Если что, потянешь и пансионат для нее оплатить, не обломаешься.
К матери же она зашла всего на пару минут. Когда она ушла, Валя затеяла уборку.
- Спасибо, дочка, - вдруг проскрежетала Александра Сергеевна.
Девушка вздрогнула. Свекровь никогда так ее не называла.
- За что спасибо-то? - как можно добродушнее ответила Валя. - Мы же родня. А родня должна друг другу помогать.
- Спасибо, что в пансионат меня не сдали, - проговорила свекровь.
В глазах ее стояли слезы. Видимо, она услышала неприятный разговор, происходивший в соседней комнате.
- Страшно мне туда, - продолжила старушка. - Боюсь, буду помирать, а вокруг ни одного знакомого лица.
- Перестаньте, - строго сказала ей невестка. - Никуда мы вас не отправим. И вообще, вы еще до 100 лет проживете.
В последнем она оказалась неправа. Александра Сергеевна прожила с ними всего пару лет.
- Я слышала, вы нотариуса вызывали с месяц назад? - спросила Валя у мужа спустя несколько дней после похорон.
- Да, завещание изменили, - ответил ей Артем.
- А что там менять? - удивилась Валя. - Вас же двое всего.
- Мама попросила исключить меня из завещания, чтобы квартира Ритке осталась, - горько усмехнулся мужчина. – Говорит, что ей обязательно нужен пассивный доход, иначе она пропадет.
- И ты согласился?
- Конечно. Зачем расстраивать маму в таком состоянии? А мы и сами все заработаем.