Невидимые убийцы окопались в пробках

«Скажи, чем ты дышишь, и мы скажем, сколько ты проживешь», – так врачи-онкологи могут перефразировать известный афоризм.

news_top_970_100

Ведь они давно и с тревогой говорят о постоянно растущей загазованности городского воздуха. О том, как уберечься от самого опасного канцерогена мегаполисов бензопирена, корреспондент «КВ» беседует с членом-корреспондентом Академии наук Татарстана, профессором кафедры онкологии и хирургии КГМА Ильгизом Гатауллиным. Этой теме была посвящена докторская диссертация ученого.

- Ильгиз Габдуллович, с промышленными предприятиями ясно. Но там, где их нет, откуда взяться бензопирену?

- Главные источники канцерогена – автомобили. Они дают больше половины всего загрязнения бензопиреном. Причем неважно, на каком топливе работают двигатели – бензине или дизеле, для человека результат одинаково разрушительный. Посмотрите, что делается в городе. С каждым годом машин больше. Стало быть, количество бензопирена в окружающей среде растет. Страшен даже не сам транспортный поток, а автомобильные пробки, когда двигатели машин работают вхолостую. В местах автопробок, возле светофоров выброс канцерогенов резко увеличивается.

- Правда, что именно этот канцероген вызывает опухоли?

- Самый важный фактор возникновения онкозаболевания – генетический, когда происходит нарушение генома клетки. А канцерогены могут в свою очередь повлиять на него. Соединения этого класса, в том числе и бензопирен, взаимодействуют с компонентами генома клетки, вызывая мутацию ДНК. Канцероген нарушает генетическую структуру клетки, усложняет ее состояние, являясь как бы пусковым моментом. Бензопирен и другие канцерогены опасны тем, что даже в небольших дозах, но при длительном контакте оказывают канцерогенное воздействие.

- Получается, горожане ежесекундно рискуют своим здоровьем?

- Увы, да. Бензопирен – вещество летучее. Но оно легко абсорбируется на пыли и саже, образуя аэрозоль – мельчайшие вещества, которыми насыщен воздух. Бензопиреновый аэрозоль может переноситься сильным ветром и полностью оседать при дожде. При загрязнении важную роль играют не только промышленные выбросы и выхлопные газы, но и метеоусловия. Как пример - Нижнекамск. Здесь традиционно большой выброс канцерогенов в атмосферу - сами понимаете, нефтехимия. Но роза ветров направлена так, что весь бензопирен улетает через Каму и накрывает районы Закамья.

- Как еще попадает бензопирен в организм человека?

- В организм бензопирен поступает через кожу, органы дыхания, пищеварительный тракт и трансплацентарным путем. При всех этих способах воздействия возможно возникновение злокачественных опухолей. Канцероген, подобно кислороду, совершает круговорот в природе: в виде аэрозоля оседает на почву, всасывается в нее и попадает на растения, где происходит биоаккумуляция. Дальше растение, начиненное канцерогеном, поедает домашний скот. Корова дает молоко. Скот режут на мясо. Эти продукты мы с вами употребляем. Что печально, каждый последующий этап перехода канцерогена из воды в почву, из почвы в растение и так далее повышает количество бензопирена. То есть его концентрация на следующем этапе будет в 10 - 20 раз больше, чем исходная в почве. В результате в том же самом молоке концентрация бензопирена окажется во много раз больше, чем в атмосфере.

- Можно ли уберечься от беды?

- Ситуация сложная. Бензопирен - продукт сгорания. А мы уже не можем обойтись без газа, автомобилей, увы - сигарет, костра на даче. Найти на земле уголок, где нет заводов и машин, невозможно! Это плата за блага цивилизации. Пока у человека в доме тепло, светло и все удобства, он будет вдыхать бензопирен. Самостоятельно оградить себя от вредных веществ нам не по силам. Это государственная задача.

- Что может государство?

- Первое - необходимо срочно, как на Западе, изъять все старые автомобили. В Германии, если автотранспорту три года, на владельца тут же накладывается огромный налог. У нас наоборот: обкладывают большими налогами новые авто. У немцев чем старее машина, тем невыгоднее авто содержать. От него стараются избавиться. К примеру, продают в страны третьего мира, в том числе и Россию. Наше правительство сделало наконец-то разумное предложение – создало льготные условия для покупки отечественных авто. Только его необходимо доработать, чтобы новую машину мог позволить себе не только россиянин со средним достатком. Пока большинству соотечественников эти вроде бы выгодные предложения не по карману и они вынуждены ездить на старых авто. Второе - нужно обязательно снабжать машины двигателями Евро-4. Топливо в них сгорает полностью, благодаря чему в выхлопных газах бензопирена и прочих канцерогенов намного меньше. К тому же есть экологически чистое топливо – электричество и газ. Последнее уже пользуется спросом. Третье - нормальное регулирование светофоров и борьба с пробками. Строительство объездных путей, эстакад... - все что угодно, только бы автомобили не стояли с работающими вхолостую двигателями. Четвертое - парковки. Во всех дворах сейчас стоят машины. Прежде чем тронуться, они прогреваются, особенно зимой. Выхлопными газами вынуждены дышать жители домов. Необходимо запретить парковки во дворах и сделать отдельные многоэтажные стоянки.

- Вы рассказали сказку…

- Почему же? Все выполнимо. Было бы у власти только желание.

Справка
Бензопирен - сильнейшее канцерогенное вещество первого класса опасности. Присутствует в газообразных отходах промышленности, выхлопах автомобилей, в табачном дыме. Образуется при сгорании всевозможного топлива: твердого, газообразного, жидкого. Бензопирен - индикатор загрязненности окружающей среды, имеет свойство оседать в воздухе. Стационарные источники: заводы, промышленные предприятия, нефтяные факелы, теплоэнергостанции. В Татарстане это Заинская ТЭЦ, нижнекамский нефтехим, альметьевские нефтегазодобывающие предприятия.

news_right_column_240_400