Никакая липовая победа добра не принесет

Станислав Поздняков - один из спортсменов, фамилия которого знакома даже тем, кто о фехтовании мало что слышал. 26 лет блистательной спортивной карьеры - это что-нибудь да значит.

news_top_970_100
Автор фото: http://www.sport-oboz.ru

Представляем собеседникаПоздняков Станислав Алексеевич - выдающийся российский фехтовальщик. Четырехкратный олимпийский чемпион, десятикратный чемпион мира, тринадцатикратный чемпион Европы, пятикратный обладатель Кубка мира по фехтованию на саблях. Кавалер ордена Почета, ордена Дружбы, ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени. Первый вице-президент Федерации фехтования России, старший тренер сборной команды России по всем видам оружия. Его фамилию наряду с фамилией Яшина и Третьяка, Скобликовой и Латыниной знают не только в России - это международный бренд. В Казань Поздняков приехал не только как официальный представитель сборной и не только как популяризатор своего вида спорта. Он встретился с молодыми фехтовальщиками, пообщался с ними, дав мастер-класс, а затем была еще и автограф-сессия. Никому не отказал, ответил на все вопросы, понимая, что в самом начале пути юному спортсмену очень важно напутствие легенды мирового фехтования.- Станислав Алексеевич, почему же все-таки вы выбрали фехтование?- Как и все мальчишки, я бредил футболом. Но в семь лет, когда родители решили отдать меня в какую-нибудь секцию, принимали только на плавание. Родители к спорту отношения не имели - все в семье были врачами и понимали, что физическое развитие для юноши очень важно. Тогда как раз закончилась московская Олимпиада, спортом бредили все. Но с плаванием как-то не пошло у меня. Первый тренер все убеждал меня: не скучай, пока плывешь, считай количество плиток кафеля на дне бассейна. Скоро я пересчитал все кусочки и понял, что плавание - это не мое. Мне не хватало реального соперника. Так я и перешел в фехтование.- Вам никогда не хотелось ехать в Москву? Ведь всегда считалось и считается до сих пор, что лучшие тренеры в Москве, а вы жили тогда в Новосибирске.- Может быть, мне и повезло, но я всю спортивную карьеру проработал со своим первым тренером - Борисом Писецким. Он и сейчас здесь, тренирует уже других, но с фехтованием не порвал - это его жизнь. Я, по сути, повторяю его упорство. Выбрал один раз - и иди вперед, назад не оглядывайся. Самое главное в жизни - не жалеть о сделанном, прошлого не вернешь.- Не было желания за столь долгую карьеру бросить все, заняться чем-то другим?- Судьба слишком удачно ко мне отнеслась - карьера складывалась по нарастающей, так что таких желаний и быть не могло. Один раз, правда, было - ну, так я и закончил карьеру спортсмена.- Когда вы поняли, что фехтование - это ваш вид спорта?- Когда получил свою первую награду, долго ею любовался. И понимал: чтобы достичь высот, нужно работать еще больше. С дисциплиной у меня никогда проблем не было - родители так воспитали. Если дал слово - держи. Жизнь испытывала, ставила новые задачи, и мне лишь надо было упорно работать, чтобы достичь новых высот. Я всегда был голоден до новых схваток, каждого боя я ждал как первого, после побед (и поражений тоже) всегда с тренером детально разбирал свои действия. Серьезных травм удалось избежать, так что я счастливый человек.

- В свое время очень популярным был фильм «Три мушкетера» с Боярским в главной роли. Вы помните это время?
- Мы в компании фехтовальщиков, естественно, тоже пели: «Пора-пора-порадуемся». Это был своего рода гимн профессии, меня даже на продолжение съемок приглашали консультантом, но это оказалось не мое. Дело в том, что сценические постановки трюков, боев - одно, а схватка на спортивной дорожке - совсем другое. К тому же Володя Балон, игравший в фильме де Жюссака, - сам мастер спорта по фехтованию, мог это делать не хуже меня. Но был и один курьезный случай. Как-то приятели затащили меня в театр им. Моссовета на спектакль «Сирано де Бержерак». По замыслу режиссера актер, игравший главную роль, выскакивает на сцену по зрительскому проходу. Вот Александр Домогаров, в прекрасном костюме, с саблей в руке, останавливается около меня и грозно вопрошает: «Кто здесь может сразиться со мной?» И я, как во сне, поднимаю руку. Мои знакомые попадали с кресел, но спектакль продолжился. А забавный бой мог получиться.- Вы сегодня на встрече с детьми были предупредительны, внимательны. Вы всегда такой открытый - и в обычной жизни?- Ну, тут случай особый. Не каждый день видишь олимпийского чемпиона. От того, как я буду общаться, и сложится мнение не только обо мне лично, но и о нашем виде спорта. Не то чтобы я не до конца благородный, но были случаи, когда сталкивался с несправедливостью на дорожке. И это не озлобило - наоборот, стал жестче себя контролировать. Как-то на чемпионате мира встречался с соперником (он, кстати, сейчас в Казани выступает). Так вот в эпизоде, когда мне нужен был один укол для победы, судья ошибочно присудил мне столь нужное очко. Но я убедил его, что укола не было, и бой продолжился. Тот бой я все же выиграл. Но на следующем соревновании, встречаясь с тем же соперником, я проиграл, причем решающий укол, который засчитали сопернику, был также ошибочным. Но мой соперник промолчал, не возразил, а у меня остался противный осадок. Все-таки фехтование - это благородный вид спорта, и никакая липовая победа добра не принесет. Надо жить, помня о правиле fair play, - и в спорте, и в обычной жизни.

news_right_column_240_400