Так начинался Камский автогигант КамАЗ

13 декабря исполнилось 55 лет с начала строительства завода по производству автомобилей на берегу Камы. Возводить его стали в 1969 году, а уже в 1976-м был выпущен первый грузовик. Название «КАМАЗ» прочно вошло в нашу жизнь и стало, по сути, брендом Республики Татарстан.

news_top_970_100

Стройка автогиганта и нового города при нем до сих пор поражает воображение размахом и скоростью воплощения идеи в жизнь. Она стала действительно всесоюзной и всенародной, что нашло отражение в документах архивной службы Республики Татарстан. Сегодня мы перелистаем всего несколько страниц истории предприятия.

В Госархиве Республики Татарстан сохранились письма комсомольцев и молодежи, желающих приехать на строительство КамАЗа, направленные в Набережночелнинский городской комитет ВЛКСМ ТАССР в 1971 - 1973 годы.

Это два небольших по объему дела с аккуратно подшитыми листами писем, написанных в большинстве своем нарочито аккуратным почерком, в которых молодые люди из самых разных уголков СССР обращаются с одним вопросом: найдется ли для них работа? Писала молодежь - только начинающая свою трудовую биографию, писали военнослужащие Советской армии и флота, чья служба близилась к концу, старшеклассники и студенты выпускных курсов, люди из мест заключения, искавшие новую дорогу в жизни. Предлагаем вашему вниманию выдержки из некоторых писем. За каждым из них - судьба человека и судьба целого поколения.

Итак, 1971 - 1973 годы - Всесоюзная комсомольская стройка в самом разгаре.

«Дорогие друзья! Обращаюсь к вам за советом. Я работаю в селе учителем русского языка и литературы... Сюда я поехала после института, т. к. здесь не хватало специалистов. Теперь специалисты выросли из местных кадров, и я в июне уеду, вернее, могу уехать к себе на родину в г. Балашов. Но мне покоя не дает мысль: здесь, рядом, в Татарии строится новый город, и я снова в стороне! А как бы хотелось быть там и хоть чем-нибудь помочь вырасти заводу-гиганту. Но… учителя воспитывают, учат, но не строят. Есть ли у вас работа по специальности? Я понимаю, что сейчас главное - завод. Во всяком случае, я согласна строить эти школы, где потом стану учить. С уважением и комсомольским приветом О.Морозова. ТАССР, Черемшанский р-н, с. Морд. Афонькино».

А вот что написала Ольга из Казахстана: «Я давно мечтаю и давно хочу работать на какой-нибудь серьезной стройке. Но мне еще не приходилось строить. А так хочется заложить хоть один, а лучше 1000... кирпичей в будущую жизнь, в этот завод будущей жизни. Мне 20 лет будет в январе... Мне не нужно ни квартиры, ни отдельной комнаты, 
т. к. я не замужем, и я хотела бы быть среди молодежи, мне достаточно койки в общежитии. Ольга, 26 марта 1971 г.».

«Уважаемые товарищи! Нужны ли вам парикмахеры? Работаю в г. Туле мужским мастером. Стаж 1 год. Образование - 11 классов + 2 курса Тульского политехнического института (не выгнали - сама ушла, хотя говорят, что и глупо)… Работу свою люблю, но чувствую - мало этого... 23, а ничего полезного не сделала: волосы-то снова отрастают. Ну, разок прыгнула с парашютом, по стрельбе из м/к (мелкокалиберная винтовка. - Прим. авторов) 1-й разряд в сборной области, ну и все. Напишите, пожалуйста, может, можно будет приехать к вам работать и учиться на комбинате, а потом строить? Понимаю, конечно, выгоднее готового специалиста взять. Но ведь будет город целый - может, и пригожусь? С комсомольским приветом Лена. 18 февраля 1971 г. Тула».

Среди писем на КамАЗ встречаются и письма от молодых мужчин, имевших судимость или отбывавших наказание, чьи сроки близились к концу. Вот одно из них.

«Пишет вам отверженный, но еще не отчаявшийся человек - Борис Семенов (фамилия изменена. - Прим. авторов). По молодой своей глупости пробыл я в заключении 9 лет: первый раз 3 года за воровство и сразу же спустя 3 месяца после освобождения - 6 лет по совокупности... Всякое успел за это время передумать и пересмотреть. Теперь все это позади. Позади и законченная средняя школа 10-летка, и полученная там же специальность «машинист-электромонтажник». Сейчас мне 26 лет, у меня много силы и большое желание к работе. Со старым завязал, как говорится, начисто. Пустите меня к себе. У вас, я слыхал, идет большое строительство, а лишняя пара рук никогда не помешает. Хочу на большом деле доказать, что я не хуже, а может, даже лучше других. Убедительно вас прошу не отказать в моей просьбе…»

Сохранился в архиве и ответ секретаря Набережночелнинского городского комитета ВЛКСМ Валерия Кузьмина: «Уважаемый товарищ Семенов! В нашем городе начато строительство самого крупного в Европе завода по выпуску большегрузных автомобилей. Стройка объявлена Всесоюзной ударной комсомольской, и здесь, как нигде, нужны энергичные инициативные люди. Комсомольские организации направляют к нам передовиков производства, активистов. На строительство КамАЗа возложено очень ответственное задание с тем, чтобы в 1974 году дать первый автомобиль. Уважаемый товарищ Семенов, вам необходимо сначала где-то поработать, проявить себя с положительной стороны так, чтобы товарищи по работе могли дать вам хорошую характеристику».
Все это - история КАМАЗа, с которой связаны судьбы многих тысяч людей, строивших город, завод, грузовики. И многие страницы этой истории помогают сохранять документы архивной службы Республики Татарстан.

Аделя ГАРИФУЛЛИНА,
Светлана КОВАЛЬ,
Людмила КУЗНЕЦОВА,
сотрудники ГБУ 
«Государственный архив 
Республики Татарстан»

news_right_column_240_400