«НОЧНАЯ СМЕРТЬ» ПО ИМЕНИ ПО-2

В апреле Министерство экономики и развития РТ и Агентство по массовой коммуникации «Татмедиа» организовали встречу журналистов с ветеранами войны, тружениками тыла и руководством ОАО «Казанское вертолетное производственное объединение», на котором в годы Великой Отечественной войны производились знаменитые ночные легкие бомбардировщики По-2.

news_top_970_100

Она началась с экскурсии по музею трудовой славы дважды орденоносного предприятия, которое в этом году отметит свое 75-летие. Ее провели директор музея Владимир Боркунов и председатель совета ветеранов КВПО Людмила Дрягалова. Они рассказали, что объединение зарождалось в двух городах - Казани и Ленинграде. В нашем городе в тридцатых годах был построен завод обозных деталей №169, а в Питере в те же годы был создан завод им. Каракозова по производству лыж. Когда стало ясно, что война с Германией неизбежна, в 1940 году на базе завода им. Каракозова начали выпуск учебных самолетов У-2 конструкции Н.Поликарпова. А на казанской «обозке», которая к тому времени также делала лыжи для всех типов самолетов, стали производить плоскости и хвостовое оперение для самолетов ЛАГТ-3 и И-153 («Чайка»).

Когда грянула война, эти два предприятия объединили в один завод №387, который уже 31 августа 1941 года выпустил первый самолет У-2 (с 1944 года он стал именоваться По-2). А всего за годы войны тут было выпущено 11334 самолета, которые использовались и как легкие бомбардировщики, и как самолеты связи и разведки, и как санитарные, и даже как танкеры для переброски горючего. На фронтах войны По-2 пользовался заслуженной славой, свои называли его воздушной пехотой, а враги - ночной смертью. Невероятно, но почти половина всех авиабомб, сброшенных нашей авиацией на врага, летели на головы немцев с бортов легендарных По-2, производимых в Казани.

На встречу с журналистами пришел один из тех, кому довелось воевать на этих машинах - бывший штурман 657-го бомбардировочного полка Михаил Симонов. «Эта машина была незаменима для разведки и ночного бомбометания, - сказал полковник в отставке. - Летая на ней, мы всегда добрым словом вспоминали тех, кто ее строил». В музей пришли и другие ветераны войны и труда, которые воевали на разных фронтах и работали на 387-м заводе, а затем создавали совершенно новое производство вертолетов, которое также снискало добрую славу предприятию - уже в мирное время. Пришел на встречу с ветеранами и генеральный директор ОАО «КВПО» Александр Лаврентьев.

- Все, чего мы достигли и добились за эти 75 лет, произошло благодаря вашему самоотверженному труду, дорогие ветераны, - сказал Александр Петрович. - А также благодаря тем, кто создавал современную крылатую технику после вас и кто создает ее сегодня. Вы совершили подвиг в годы войны. Но и то, что произошло на заводе после Победы, также можно назвать подвигом. Ведь за короткое время завод освоил производство вертолетов Ми-1, Ми-4, Ми-8. С 1956 по 1992 год КВПО выпустило продукции на 9 миллиардов долларов США и отправило ее в 83 страны мира. Ну разве это не подвиг!

О большой любви и уважении к ветеранам войны и труда свидетельствовало и то, что генеральный директор лично вручил медали «60 лет Победы» группе ветеранов. Среди них Петр Иванов, Михаил Богачев, Антонина Львова, Михаил Танкеев, Вера Якшина, Григорий Алексеев и другие.

На пресс-конференции для журналистов Александр Лаврентьев сообщил, что предприятие и сегодня старается сохранить и приумножить свой научный, технический и производственный потенциал. Здесь разрабатываются новые современные модели вертолетной техники. Будущее завода за такими винтокрылыми машинами, как Ми-17, Ми-38, «Ансат», «Актай» и другими. На предприятии создан уникальный авиационный учебный центр, где учатся летать пилоты из многих стран, продукция КВПО экспортируется в десятки государств мира.

Владимир МУЗЫЧЕНКО.

news_right_column_240_400
news_bot_970_100