Ночной дозор, или Один вечер из жизни инспекторов ДПС

Масштабная операция «Тоннель» прошла в Казани 26 июня. С десяти вечера и до полуночи на перекрестке улиц Миля и Амирхана сотрудники ГИБДД останавливали все проезжающие в это время машины: проверяли документы, содержимое багажника и предлагали «подышать в трубочку». В результате было выявлено трое пьяных водителей, один лишенный права управления автомобилем и несколько человек с просроченными штрафами. В рейде принял участие и наш корреспондент.

news_top_970_100
Вечером автор этих строк напросился подежурить на посту вместе с сотрудниками ГИБДД, чтобы еще до рейда узнать из первых рук о ситуации на дорогах.Ночь - время напряженное

Итак, на часах 19.30. Сразу после развода (где сотрудникам ГИБДД определяют территорию их дежурства) наш экипаж отправился на пост. Мы садимся в автомобиль и едем к месту дислокации. В составе экипажа молодые инспекторы ДПС Нияз Гараев и Альберт Сайфуллин. - На улице под 30. Многие автолюбители в эти дни получают тепловые удары. А как инспекторы работают в такую жару на солнцепеке?- Конечно, в жару всем тяжело, - соглашается Нияз Гараев. - Водители жалуются на усталость, снижение зрения. Но среди наших сотрудников никто сознания не терял. Мы люди привычные, работаем в любых условиях. - В такую погоду, наверное, водители становятся особенно раздражительными? Иногородние и так отмечают агрессивную манеру езды казанцев.- На наших дорогах, конечно, часто не пропускают, если надо повернуть, подрезают, не включают поворотники. Но не думаю, что в Казани в этом отношении хуже, чем в других городах.- Часто ли попадаются неадекватные водители?- На службе всякое бывает. Все водители разные, и к каждому надо найти свой подход, - вступает в разговор Альберт Сайфуллин. - Неадекватные, пьяные водители попадаются в основном ночью. Вообще, темное время суток - самое напряженное. Пьяных выявляем каждую ночь. Кстати говоря, с 1 июля за повторное нарушение в состоянии алкогольного опьянения вводится уголовная ответственность или штраф от 200 до 300 тысяч рублей. Может, хоть это повлияет на количество пьяных за рулем. - А вы можете определить такого водителя по манере езды?- Часто пьяные забывают включить фары, - говорит Нияз. - Ездят очень медленно, виляют. Или на бордюр заезжают - тут уж сразу видно, что водитель что-то употреблял. На «Миллениуме» не поделили дорогуЗаезжаем на мост «Миллениум» и видим у правого края два отечественных автомобиля, не поделивших дорогу. Водители оживленно, обсуждают, кто прав и кто виноват. Припарковавшись, сотрудники идут оформлять инцидент. Один из водителей, увидев в моих руках фотоаппарат, просит не «светить» лицо и номер машины. «Без проблем, - отвечаю, - заретушируем». В итоге выяснилось, что виновник аварии, цитирую инспектора, «следуя по мосту в направлении улицы Сибгата Хакима, при перестроении не убедился в безопасности маневра и совершил касательное столкновение с «четырнадцатой». Виновнику придется уплатить штраф в размере 500 рублей, пострадавшему ремонт оплатит страховая компания. - Бывает ли, что прощаете человека за незначительное нарушение правил? - спрашиваю у инспектора, когда мы отъезжаем от места происшествия. - На дороге незначительных нарушений не бывает, - говорит инспектор. - Если водитель не включил ближний свет фар или разговаривает по телефону за рулем, это угрожает жизни людей. Какие тут могут быть поблажки? Скрытый надзор - это не уловка

Время 20.20. Наш автомобиль останавливается у пешеходного перехода на перекрестке Ямашева - Бондаренко. Отогнав машину подальше, инспекторы заступают на пост. Уже через пять минут первый водитель попадается на непристегнутом ремне безопасности. Пока Нияз Гараев с водителем идут оформлять материал об административном нарушении (1000 рублей), Альберт останавливает девушку на «Ниссане». Запрещенный левый поворот по закону обходится ей в 1,5 тысячи рублей. - Повсеместное введение камер серьезно облегчило вам работу? - спрашиваю у только что оформившего нарушение Нияза Гараева. - Безусловно, они нас значительно разгрузили. На перекрестках с камерами люди ездят осторожнее, боятся штрафов. Впрочем, не все потом эти штрафы уплачивают. Таких вот мы и будем вычислять сегодня в рейде. За полтора часа инспекторы остановили 11 проштрафившихся водителей. Основные нарушения - игнорирование ремня безопасности, запрещенный поворот, выключенные фары и один случай превышения скорости. - Вот вы на посту не прячетесь в кустах, а на трассах такое сплошь и рядом. Водители считают, что это несправедливо. -  Служебную машину надо в любом случае отогнать подальше от проезжей части, чтобы не мешать движению, - говорит инспектор Сайфуллин. - Так что скрытый надзор - не уловка хитрых сотрудников ГИБДД, это вполне оправдано и разрешено законом.  Ближе к десяти часам инспекторы снимаются с поста, и мы отправляемся на операцию «Тоннель». По дороге слышим сообщение по рации: какому-то подразделению сообщают, что на сегодня работа на посту завершена. - А заступили они на пост рано утром, - говорит Нияз. - У нас ведь двенадцатичасовая смена, с семи утра до семи вечера. Плюс иногда задерживают допоздна, как их сейчас. На чемпионате мира будем работать каждый день до упора. Но мы не жалуемся, работа есть работа. Тем более что платят сейчас хорошо.Операция начинается

На часах 22.00. Операция «Тоннель» начинается без опозданий. Несколько служебных машин выстроилось вдоль дороги - с одной и другой стороны, не давая нарушителям шансов скрыться. Останавливают всех подряд. Идет проверка документов, неуплаченных штрафов (некоторые их тут же погашают в мобильном терминале, установленном в патрульном автомобиле), освидетельствование на наличие алкоголя в крови. «Ночью стабильно попадаются пьяные, к утру будет результат, - поясняет мне Нияз Гараев. - Молодежь сейчас в клубы поедет, возвращаются оттуда нетрезвые». Впрочем, первый нетрезвый водитель оказался далеко не молодым. Мужчина средних лет послушно прошел освидетельствование, а вот говорить с прессой отказался. «Без комментариев!» - огрызнулся он, повернулся спиной и демонстративно поднял ворот рубашки. Машину незадачливого водителя погрузили на эвакуатор, а его проводили в служебный автомобиль для оформления протокола.Другой водитель подшофе от прохождения экспертизы отказывается, ссылаясь на то, что в машине беременная жена, которую не может оставить. На предложение сотрудников ГИБДД пройти тест на алкотекторе отвечает, что весь день пил квас - стандартная и неубедительная отговорка многих нетрезвых водителей. В результате инспекторам приходится искать двух понятых, чтобы засвидетельствовать отказ.
«Лишенец» попался, а мотоциклист проскочил- Сколько можно меня останавливать! - возмущается мужчина, которого тоже остановили для проверки. - Одни письма с камер надоело оплачивать. Я ни в чем не провинился. Другие задержанные тоже не торопятся признавать себя виновными. Даже мотоциклист с совершенно нечитаемым номером недовольно бормочет и делает вид, что не понимает, за что его остановили.Кстати, мотоциклисты на дорогах - это отдельная тема. По словам инспекторов, ездят они безалаберно, часто с превышением скорости, нередко игнорируют требование гаишника остановиться. Пока мы разговаривали с одним из сотрудников ГИБДД, мимо на приличной скорости проехал очередной владелец двухколесного транспорта. - Во чешет! - хохочет один из задержанных, забыв о своих проблемах.- Ага, до первого столба, - не разделяет оптимизма стоящая рядом женщина. - Я бы вообще этот так называемый транспорт запретила.Тем временем инспекторы ДПС задержали водителя, лишенного прав. Молодого человека отвезли в отдел полиции до утра. Ему грозит наказание в виде административного ареста до 15 суток. А машина нарушителя отправилась на штрафстоянку. В разгар рейда откуда ни возьмись появился молодой человек и стал снимать все  происходящее на камеру. Уверенным и немного нетрезвым голосом он утверждал, что сомневается в подлинности операции и просил сотрудников показать документы. Несмотря на предложения успокоиться, «борец за справедливость» продолжал снимать, пока в какой-то момент не исчез также внезапно, как и появился. Уже полночь. Рейд заканчивается. Служебные машины потихоньку начали разъезжаться. Недалеко, рядом с заправочной станцией, последние автомобили нарушителей грузят на эвакуатор. А я прощаюсь с Ниязом Гараевым и Альбертом Сайфуллиным: «До следующего рейда!»

news_right_column_240_400