В детском городе «КидСпейс» на ярмарке товаров от школьников можно было приобрести самые разные изделия. Школьники продавали самодельные пряники, брелоки, вязаные сумочки и шарфы, детские игрушки из дерева и множество других изделий.
«Я никогда не думала, что я сама этим займусь»
Семиклассницы 149-го казанского лицея выставили на ярмарке гипсовые подсвечники и мыло ручной работы. Гипсовые фигурки выглядят очень аккуратно несмотря на то, что ученицы делают их меньше года.
«У нас есть прекрасный педагог в школе по ИЗО, она нам показала свои работы и спросила: «Хотите такие же делать?» Мы такие – «Конечно хотим!» Тогда мы скинулись на гипс, она нам принесла формы и мы все сами заливали и раскрашивали», — рассказала Даша Мухамеева, одна из участниц ярмарки и ученица 149-го лицея.
Цены на такие фигурки начинаются от 100 рублей, и всего за пару часов ребятам удалось «сделать продажи».
На ярмарке неожиданно оказался и стол с услугами гадания по руке и картам таро. Такой необычный проект пользуется большой популярностью, объясняет сама «гадалка» Динара Галимова, ученица седьмого класса 83-го лицея.
«Я решила заниматься таро вместе с подругой. Мы с ней очень этим увлекались раньше, но я никогда не думала, что я сама этим займусь. Я уже больше полугода увлекаюсь этим, училась везде, спрашивала у друзей, смотрела обучающие видео, покупала книги. Меня это очень захватило, и людям это правда интересно. Оказалось, что это очень хороший способ заработать деньги. Со стороны одноклассников или родственников нет никакого осуждения, ну максимум – говорят о цене. Но на самом деле, если не брать деньги за расклады, то энергия потратится в минус», — говорит Динара.
Услуги Динары в день ярмарки стоили 150 рублей, в обычный же день они стоят 200 рублей. В лицее, где она учится, есть отдельный «бизнес-клуб», где преподает бывший предприниматель, а в нынешнее время наставник учеников Екатерина Матвеева. Она учит детей развивать в себе предпринимательские и лидерские навыки.
«Клуб существует четыре года. К нам на встречи приходят предприниматели, делятся знаниями, ребята участвуют в подобных мероприятиях. У нас был опыт выигрыша в 250 тыс. Началось это все случайно, я пришла в школу достаточно поздно, в 40 лет. До этого я работала в бизнесе. И после декрета второго уже было не совсем интересно туда возвращаться, поэтому пошла в школу», — рассказала Екатерина.
Ребята из 186-го лицея предлагают посетителям приобрести вязаные игрушки, подарочные боксы, а также собственные вафли.
«Мы все делали сегодня утром, можно купить вафли со сгущенкой. Сначала мы думали только игрушки делать, но потом подумали, что этого будет мало. Когда ты на ярмарке, ты хочешь кушать, поэтому мы думали, что можно сделать, и пришли к выводу, что будем делать вафли. Еще мы делаем имбирные печеньки. Мы продали уже пять игрушек и один контейнер с вафлями. Сейчас на рынке делают страшные игрушки типа Хаги-ваги, и мы хотим вернуть такие добрые, красивые игрушки», — рассказал Нурсултан Гайзуллин, ученик 6-го класса.
«Юные предприниматели идут не по пути «Купи — продай дороже»
В общей сложности участниками проекта стали 12 тысяч юных татарстанцев. Они прошли деловую игру: школьники составляли портрет предпринимателя и проходили специальное тестирование, а также представляли собственные проекты, готовили бизнес-план и разрабатывали pr-кампании. Наиболее вовлеченные в программу школьники прошли углубленное обучение теоретическим и практическим навыкам предпринимательской деятельности. Так они учились работать в команде и пробовали себя в качестве предпринимателей.
«Я рада, что юные предприниматели идут не по пути «Купи — продай дороже», а по пути производства и оказания услуг. Это стратегически верное решение, которое ждала от нас наша республика. А часть вырученных денег школьники отдадут на благотворительность — поддержат замечательный проект «Добрая Казань», — говорит Елена Тихонова, руководитель проекта «Школьный бизнес-старт».
Некоторые ребята также поделились, что заработали со своих действий не так много – от 500 до 1000 рублей за полгода. Но зато, такой проект помог им понять, кем они хотят стать в будущем. Они уже имеют стратегию для развития своего бизнеса, и не боятся приниматься за новые проекты. Помогают им в этом учителя и наставники, но основная инициатива идет от самих учеников.
«Это все от них самих началось. Я сама работала школьным секретарем, одной учительнице подарила кулон из эпоксидной смолы. И вот они увидели, а когда в школу пришли из «Школьных бизнес-стартов», они сами задумали бизнес-план и обратились ко мне, чтобы я их научила работать с эпоксидной смолой. Это мы в этом году только начали. Я уже пенсионерка, подумала, почему нет? У них фантазии много, они уже сами приходят и с удовольствием работают, что-то новое находят в интернете, их из кабинета вообще не выгнать было», – рассказала Галия Манавировна, руководитель кружка в одной из школ поселка Джалиля.