История новогоднего костюма - это тоже история празднования в нашей стране этого волшебного праздника. Эти твердые карточки - фото из бабушкиного альбома. Вот моя бабушка Вера Андреевна Пономарева в 16 лет. Она в костюме Снегурочки, фото подписано: «На память маме. Я играла пьесу на сцене и снялась в этом костюме Снегурочки. 1906 год». Ее отец умер, когда бабушке было 5 лет: за участие в волнениях студента-медика лишили дворянского звания и выслали из Казани в Цивильск, где он умер, оставив свою жену-мещанку с двумя детьми на руках: бабушкой и ее младшим братом. И друг прадеда - крестный маленькой Верочки, увез ее из Казани в Тамбов, где служил нотариусом и где у него жила семья - жена, дочь Наташа и сынишка Боря.
Бабушка всегда рассказывала с благодарностью об этой семье. Они дали ей воспитание, она окончила там музыкальную школу и принимала участие в жизни семьи на правах старшей дочери. Семья была состоятельная. В друзьях у нотариуса были и священники, и многие другие почетные горожане. Естественно, были на Новый год домашние спектакли, где бабушка участвовала в роли Снегурочки. Обязательно были и новогодние костюмы.
На фото 1908 года Наташа в костюме Ночи, а ее братик Боря - Дед Мороз
Вот на фото, датированным 1908 годом, дети крестного: дочь Наташа (она была моложе бабушки на три года) в костюме Ночи, рядом маленький Дед Мороз - ее братик Боря. Боря был очень талантлив - рано начал играть в шахматы, часто обыгрывал взрослых. Бабушка с большой теплотой рассказывала о нем. К сожалению, Боря умер очень рано - в возрасте 10 - 12 лет.
Моя бабушка в костюме Флоры
А вот на этой фотографии бабушка в костюме Флоры - богини цветов, весны и полевых плодов. Она умела хорошо делать цветы из бумаги, и скорее всего, этот костюм мастерила сама.
Перелистав несколько страниц, обнаруживаю фото девушки в длинном белом платье. И можно подумать, что это снова оттуда, из дореволюционных времен. Но нет. Это 1937 год, Казань, школа №4, в которой училась моя мама Любовь Кивалкина. С 1932 года мои бабушка и дедушка обосновались в Казани, а до этого поскитались по различным леспромхозам, где дед работал заведующим лесопилкой.
В мамином классе, о котором она всегда вспоминала с большой теплотой, учился будущий писатель Геннадий Паушкин. Кстати, о своем классе он написал книгу «И так же падал снег». Среди маминых одноклассников - советский и российский историк, доктор исторических наук, профессор Григорий Вульфсон. Друзья по классу, прекрасные педагоги для мамы на всю жизнь остались эталоном дружбы, отношения к профессии и людям.
Фото: ©
А это мама в костюме Ольги Лариной. В костюм Татьяны Лариной была наряжена ее подруга Рита. Ставят, наверное, сценку из «Евгения Онегина» Александра Пушкина. Девушкам так идут наряды пушкинских героинь! Через четыре года мамины одноклассники наденут военную форму, некоторые из них сложат головы, встав на защиту Родины в Великую Отечественную войну. А мама с подругой будут направлены от университета, куда они поступили перед войной, на рытье окопов - так называемый Казанский обвод. Трудовой фронт студенток был то на торфоразработках, то на разгрузке раненых, то на очистке железнодорожных путей от снега. Много разных работ пришлось испытать хрупкой студентке. Но, вспоминая эти годы, мама рассказывала, что в Новый год в Казани работали все дома культуры, где играла музыка, стояла елка, и молодежь не отказывала себе в удовольствии заглянуть туда на огонек. Наверное, это было сделано для поднятия духа людей. Жили по карточкам, в постоянной тревоге за близких на фронте, тяжелой непривычной работе, а молодость-то одна!
Вася в костюме клоуна, а я - Красная Шапочка, 1957 год
А вот на этом фото двое ребят в новогодних костюмах. Это я и мой братик Вася. Маминым почерком написано: «Снимались в костюмах, в которых веселились на елке в новый 1957 год». Чтобы запечатлеть костюмы, пришлось идти в фотосалон, которых раньше было много, ведь фотоаппараты были далеко не у всех. Вася в костюме клоуна, я - Красная Шапочка. Все костюмы сшиты мамой и бабушкой. В фотосалон пришлось нести и подаренного отцом коня-качалку, на котором мы так любили сидеть в детстве.
Однажды, увидев на знакомой девочке костюм елки, мама пыталась сделать такой же и мне. Однако, завидев меня, многие приняли меня за... лешего.
В моем детстве девочки чаще наряжались снежинками. Малышей наряжали зайчиками, а вот парней-старшеклассников не помню в костюмах. Мне однажды сделали костюм шахматной королевы: юбочка в клеточку, на голове корона, вместо кофточки - желтый лиф. Но когда мне навстречу попались старшеклассницы тоже в костюмах шахматных королев, я поняла, что на их фоне выгляжу пешкой: они высокие, длинные юбки в пол... А моя юбка-разлетайка создавала впечатление вовсе не королевское...
Пролетело детство, потом прошла и школьная юность. Новогодние праздники начиная с 1970 года я отмечала в первом рабочем коллективе лаборатории в конструкторском бюро при заводе «Теплоконтроль». Перед Новым годом к нам приходил Дед Мороз. Им наряжался кто-то из молодых сотрудников и обходил каждое подразделение, каждый цех. Поздравляли как передовиков производства, так и всех работающих в этом цехе, лаборатории, отделе.
И у нас с братом сложились семьи, теперь уже наши дети встречают Новый год. Вот его дочурка рядом с Дедом Морозом на утреннике в детском саду. А это уже мой сын-студент сам в роли Деда Мороза. Правда, на нем костюм Санта-Клауса. Этот костюм купила мама одноклассника сына и попросила Тимура надеть его, чтобы поздравить ее младшего сына. Тимур поздравил маленького Сашу, а заодно и детей наших соседей по подъезду.
Сын-студент в роли Санта-Клауса
Теперь ребята уже сами играют роль Деда Мороза для своих маленьких детей. Вот такая новогодняя эстафета во времени. И пусть она никогда не заканчивается!