Новые казанские парки и скверы: молодые архитекторы приятно удивили горожан

В 2018 году в Казани создали 8 новых парков, скверов, бульваров, которые сразу же стали популярными местами отдыха горожан. Многое из реализованного было придумано и разработано молодыми архитекторами из творческой группы при мэрии.

news_top_970_100

Группа, организованная по инициативе мэра Казани Ильсура Метшина, существует с 2009 года. Находится под кураторством главного архитектора города Татьяны Прокофьевой. Руководитель команды архитекторов и заместитель главного архитектора города Дарья Толовенкова раскрыла некоторые секреты создания комплексных городских объектов.

- Дарья, при оформлении старых и новых объектов общественных пространств использованы новые для нашего города архитектурные решения. Даже парк Горького отличается в этом плане. Откуда берете идеи?
- В процессе работы мы всегда глубоко погружаемся в контекст места, изучаем историю, смешиваем стили и образы, много эскизируем, делаем карандашные наброски. В последнее время увлеклись цифровыми методиками анализа. В группе проходят регулярные «мозговые штурмы», во время которых команда бурно обсуждает все выдвинутые идеи. В коллективе полная свобода высказываний вне зависимости от опыта, статуса, служебного положения.
Парк Горького для нашей группы был пробой пера. Вначале сомневались, правильно ли делаем и надо ли что-то менять. Но когда после завершения реконструкции увидели восторженные лица горожан, поняли, что мы на правильном пути и надо двигаться дальше, усовершенствоваться и не стоять на месте. Делать больше, мощнее, сильнее. Тогда, принимая нашу работу, Президент республики Рустам Минниханов, также увидевший довольные лица казанцев, дал нам указание продолжать и приниматься за другие парки. Так появилась республиканская целевая программа.

- Есть ли у вас примеры для подражания или все авторское?
- Примеры можем искать только в биографиях великих мастеров архитектуры, искусства и градостроительства. Невозможно создать что-то в отрыве от контекста будущего объекта. Всегда важны пространственные коды или образы места.

- Что такое пространственный код?
- Это образ жизни, менталитет, ежедневные потребности, запросы, сценарии жизни. У каждого района города коды индивидуальные. Допустим, жители центра меньше и реже пользуются общественным транспортом, потому что большинство объектов находятся в шаговой доступности. У жителей Азино, Кварталов, Жилплощадки совершенно другие потребности - они больше тратят времени на общественный транспорт, посещение торговых центров и прочего. Даже пешеходные транзиты различаются. Мы сейчас занимаемся стратегией общественного пространства на весь город и попутно изучаем функционал каждого района, его культурно-событийное наполнение, где сколько кинотеатров, домов культуры, музеев, школ и так далее. Получается, что вся культура сконцентрирована в центре. В спальных районах максимум что есть - это торговые центры с кинотеатрами.
Когда делали Горкинский лесопарк, с помощью анкетирования местного населения поняли, что люди по выходным отдыхают в местном крупном торговом центре, где есть развлечения. И тогда для себя вывели одну из главных задач - если не полностью, но хотя бы частично перетянуть людей в парк, на природу. Так появилась экологическая школа с выходными функциями, на лыжной базе проводятся занятия в различных мастерских, их называют воркшопами. Там дети и взрослые вместе что-то лепят, стругают, общаются. И еще много всего интересного и увлекательного.

- Сейчас принято перед началом работ встречаться с населением и спрашивать его пожелания. Узнаете ли вы мнение людей после завершения реконструкции?
- Действительно, предварительные встречи бывают, и не по одному разу. Мы не спрашиваем у людей конкретно, к примеру: «Вы хотите здесь скамейку?» Вопрос звучит иначе: «Вы хотите здесь сидеть и созерцать пейзаж или игровую функцию?» На обсуждение по бульвару на Фучика пришло много бабушек, которые пожелали сидеть на транзитной дорожке и наблюдать за проходящими людьми. Сразу после открытия мы увидели их - они с удовольствием расположились на скамейках и наблюдали за происходящим.

Вначале работы собираем техническое задание, куда записываются все пожелания населения. Кто-то не хочет слышать детский смех и крики с игровых площадок, кому-то, наоборот, эти звуки милы сердцу. Одни не хотят транзитную дорожку под окнами и высказываются за кусты сирени и палисадник, другие выступают за близость тротуаров к дому. Записав все пожелания, мы подключаем профессиональные знания. К примеру, детскую площадку отодвигаем на расстояние движения звука, транзитную дорожку переносим от окон и закрываем ее кустарниками и клумбами. На основе техзадания решаем, как все пожелания, запросы «упаковать» в архитектуру, планировку.

- Невозможно угодить всем и сразу. Как вы находите золотую середину?
- Мы предлагаем людям помечтать. Им нужна мечта, некий красивый образ, который олицетворял бы все запросы. На Фучика люди мечтали об уюте и тишине. Оказалось, что большинство пришедших на обсуждение были переселены по программе «Ветхое жилье» из Вахитовского района. Они рассказали, что скучают по своим прежним дворам, где были анклавы, общность между соседями, доброжелательные отношения, чувство домашности, добрососедства, уют и тишина. Людям не хватало зелени, пения птиц, соловьиных трелей.
После обсуждения с жителями начинается наша работа. Вначале рождаются образы, ассоциативные ощущения, к примеру, что мы чувствуем при словах «дом» и «уют». Первые эскизы не конкретика, а ощущения. Так, ассоциацией к дому и уюту у нас стал торшер. Когда мы вышли к людям во второй раз и показали, что предлагаем, и еще раз уточнили: «Мы правильно вас услышали, верно поняли ваши желания?», то получили утвердительный ответ.

- А настенные панно как появились?
- После первого обсуждения попросили учащихся старших классов местной школы написать сочинение на тему «Унылость нашей среды». Один старшеклассник поведал, единственное, что выделяется в этом районе, - желтые машины скорой помощи. Остальное все серо и однообразно. Признаться, было грустно. В другом сочинении мальчик изложил свои мысли, почему желтый цвет спасет мир. Сделал настолько убедительно, что мы взяли это сочинение в разработку. Так появились желтые торшеры, желтые скамейки, а еще картины-панно на стенах домов. Теперь их можно отличить не только по нумерации, но и по рисунку - дом с птичками или кошечками.
Услышав эти пожелания, мы стали работать над сочетанием желтого и других цветов, над тем, как добиться уникальности, узнаваемости. Кстати, на генплане эта транзитная дорожка на Фучика выглядит как элемент тетракса, а когда мы разбили его на пешеходные зоны, то получился некий пазл. Так родилась концепция мозаики сценариев жизни, которая дробится на отдельные зоны-пазлы: детская, спортивная, отдыха, центральная, тихая, входные и другие. Потом эти пазлы разделили по сочетанию цветов и назначению.

- Жителям нравится, что детские площадки выполнены из натуральных материалов, малые игровые формы сделаны в форме головоломок, небольших скайпарков. Идеи нестандартные, оригинальные и очень интересные. Признаться, пластиковые типовые горки успели уже поднадоесть. Правда, есть опасение, что вандалы сожгут деревянные постройки.
- Впервые использовали натуральные материалы, в том числе из дерева, в парке Горького. Тогда мы предложили поставить более современные скамейки вокруг фонтана. Нас тоже пугали тем, что дорогие скамейки попросту сожгут. На что ответили: покрасим. И будем делать это столько раз, сколько понадобится. И вообще, пока не сделаем - не узнаем, сожгут или нет.

Заступился за нашу идею мэр Казани Ильсур Метшин, который напомнил, что когда в городе начали масштабно сажать цветы, то некоторые нечестные на руку люди воровали высаженную рассаду. Несмотря на это, цветы ежегодно высаживались, и в конце концов горожан приучили к красоте, которая никуда не денется. Слова мэра подтвердились - ни одна скамейка в парке Горького не была повреждена или уничтожена.

- Но это в центре! А вот в спальных районах ситуация иная.
- Была похожая история, когда мы работали в 2016 году на бульваре по улице Парина. Люди вначале были настроены очень негативно. Не хотели перемен, несмотря на то, что этот участок был неспокойным, регулярно происходили криминальные происшествия. И даже когда провели благоустройство, слышали скептические прогнозы: разрушат, сожгут, украдут. Позже неоднократно проходили по этому бульвару и с радостью отмечали, что все на месте, люди сохранили созданную красоту. Тоже самое происходит и на остальных объектах: парки «Комсомолец», «Континент» и другие - везде все в целости и сохранности. Похоже, времена гопников в Казани прошли. Горожане любят и берегут свой город.

Среда формирует образы поведения и мышления. В этом мы убедились, когда делали пилотный проект благоустройства двора и детской площадки на Лукина, 4. Там тоже жители не хотели деревянную площадку, требовали только пластиковую типовую горку и привычные решения. Мы могли согласиться с ними, тем более бюджет - не разгуляешься. Но продолжали уговаривать согласиться на современные варианты. Как последний аргумент предложили посмотреть благоустройство Горкинско-Ометьевского леса. И сработало! Съездив туда, посмотрев на все новшества, жители дали добро. Сейчас получаем от них только положительные отзывы.

- Вам удалось сделать то, что не получалось у многих родителей - на новых площадках дети не играют в гаджеты, а носятся с упоением по квест-тропам, домикам-гнездам, скатываются с искусственных холмов, прыгают на батутах. В чем секрет?
- В приближенности к природе, возможно. Но некоторые решения, в частности насыпные холмы, диктовались необходимостью изолировать детские зоны от шума проезжей части и выхлопных газов. На типовых игровых комплексах очень ограниченный функционал. Детям хватает 15 минут, чтобы соскучиться на нем. Прокатился пару раз, пробежался столько же - и все. Детям необходимо создать условия для развития вестибулярного аппарата, визуального, хватательного, прыгательного, а также элемента прогнозирования опасности. Новые детские площадки развивают не только физическую силу и ловкость, они заставляют детей думать, соображать, проявлять смекалку, развивают умение наблюдать. То есть постоянно вызывают интерес, чего не скажешь о типовых заводских горках.

- В новых проектах вы внедряете в детские площадки занимательные штуки с элементами физики. Откуда взяты подобные идеи?
- Придумано нашими архитекторами. Замечу, что подобные игрушки интересны не только для детей, но и для их родителей. Не менее увлеченно в них играют папы. Практически каждый папа покатался на гамаке в парке Черное озеро. А еще они очень любят пружинки, всякие балансиры и качели. Все взрослые в большинстве своем в детстве не доиграли, и нам кажется правильным, что мы даем возможность наверстать упущенное, чтобы они не останавливали порыв своей души и могли хоть немного оторваться от ежедневной рутины.

- Творческая группа сплошь из молодых архитекторов. На них лежит большая ответственность. Что или кто помогает вам справиться с ней?
- В творческой группе два основных руководителя - это специалисты более чем с 10-летним стажем  и десятком реализованных объектов по всей республике, некоторые из которых брали награды «Зодчества», премий АрхиWOOD и «Приметы городов». Сейчас мы сосредоточили свои усилия именно в любимой Казани. С большим уважением взаимодействуем с опытными коллегами. Наша работа была бы невозможна без поддержки и взаимодействия со структурами исполнительного комитета и администраций районов.

news_right_column_240_400