Однажды ранним ноябрьским темным вечером дети попросили нас с мужем погулять с внучкой и собакой. Больше всего семейный пес породы шелти Яков, которому идет четвертый год, любит на прогулке найти палочку или небольшую ветку, взять ее в зубы и носиться с ней по парку, приглашая своих спутников или других собак поиграть с ним в игру «Ну-ка, отними!» Так было и тем вечером.
Яша привычно схватил в зубы суковатую палку и гонял с ней что есть мочи за семилетней внучкой, которая стремительно нарезала круги на велосипеде. По нашей версии, на бегу он, видимо, разгрыз свою ношу и заметил, что крупная щепка вонзилась в десну или между зубов только тогда, когда его пронзила острая боль. Пес резко и внезапно остановился, судорожно затряс головой, начал возить мордой по траве и отчаянно сучить по ней лапами, пытаясь избавиться от занозы. Ничего не получилось… На белоснежную манишку собаки закапала кровь, он шумно дышал и не мог закрыть рот. Но что удивительно, не скулил и не выл. Как же мы испугались!
- Яша умирает! Нужно срочно везти его в ветеринарку, - заголосила внучка.
Но как, если до машины два квартала, а пес бьется в судорогах и истекает кровью? Вокруг стали собираться собачники. Они наперебой высказывали свои версии, пытались помочь и давали советы. Одна из них - пожилая дама с карликовым пуделем на поводке, принялась искать в своем телефоне номер ветеринарной неотложки. Другая, владелица спаниеля, круглая как шар, одетая в старинное пальто с меховым облезлым воротником, напугала предположением, что пес проглотил палку и она застряла в пищеводе. «Нужно срочно везти его на УЗИ. Иначе потеряете собаку!» - кричала она.
Я же до того растерялась, что не могла вымолвить ни слова. Взяла пострадавшего пса на руки, положила на скамейку и попыталась посветить фонариком в его открытый рот. Темно, ничего не видно, фонарик на мобильнике слабый. Собака же продолжала отчаянно и мелко-мелко трясти головой и изрыгать из себя потоки слюны, смешанной с кровью.
Форс-мажор разрешила внучка, которая привыкла вить из пса веревки, то есть делать с ним все что угодно. Она не побоялась (и ведь догадалась!) залезть всей рукой в пасть собаки и провести своими пальчиками по его деснам.
Потом закричала: «Оттуда что-то выпало!» И в следующую секунду пес сильно кашлянул (словно плюнул), сел на скамейку и благодарно лизнул малышке руку. Видимо, острая боль от занозы, терзавшая его, наконец начала стихать.
Затем как ни в чем не бывало Яшка спрыгнул со скамейки и даже проглотил протянутый ему кем-то кусочек сыра.
«Глотать не больно, значит, это не травма пищевода, - сообщила напугавшая нас дама. - Будет жить!»
- Я желаю вам здоровья и счастья! - старомодно пожелала другая сердобольная свидетельница происшествия. - Вам и вашей собачке!
Премного благодарны… Приходя в себя, мы побрели домой, удивляясь хладнокровию нерастерявшейся внучки и расхваливая ребенка. Рядом трусил на поводке окровавленный и возбужденный, но тоже счастливый пес. Мы смотрели на него и успокаивали себя тем, что раз собака ведет себя, как обычно, значит, с ней все в порядке. Во рту, конечно, все быстро заживает, но завтра утром мы непременно покажем Яшу ветеринару.
Попутно вспомнили другую семейную историю-страшилку, подтверждающую истину, что в опасный момент должен найтись хладнокровный человек, который способен не поддаться эмоциям, а здраво оценить драматическую ситуацию и не растеряться.
Когда нашему первому внуку не было и двух лет, он проглотил крупную конфету-леденец и начал задыхаться. Что мы с дедом только ни делали: колотили его по спине, давали воды и горбушку хлеба - ничего не помогало. Ребенок заходился в кашле, синел и задыхался. А мы словно впали в ступор. И если бы в тот момент не вернулась с учебы мама ребенка, тогда студентка старшего курса мединститута, то страшно подумать, чем это могло кончиться…
Не произнеся ни слова и мгновенно оценив обстановку, она схватила малыша за ноги, опустила его вниз головой и начала энергично трясти. Через секунду леденец выпал из дыхательного горла ребенка на пол, и угроза его жизни миновала. Все разрыдались, принялись обнимать друг друга и тискать так напугавшего всех ребенка. А его побледневшая мама-медик произнесла: «В таких ситуациях главное - не растеряться».
На следующее утро ветеринарный врач обнаружил между зубами собаки свежую ранку, выписал антибактериальный спрей и пожелал, чтобы на нашей веселой псине все зажило, как и полагается собаке.
Людмила Иванова