27 марта в Казани завершились «Нуреевские сезоны». Основной площадкой фестиваля стал кинотеатр «Мир», в котором были показаны киноленты с участием самого Рудольфа Нуриева, документальные фильмы, рассказывающие о нем. Здесь же прошли церемонии открытия и закрытия. Однако в проекте были задействованы и другие казанские локации.
30 лет спустя…
Проект «Нуреевские сезоны» родился в Москве в 2018 году – именно тогда праздновался 80-летний юбилей танцовщика, а также отмечался Год российского балета. Мероприятия культурного проекта изначально проходили только в Москве и за рубежом, в частности, в Российском центре науки и культуры в Париже. Кстати, «сезоны» – это именно проект, а не просто кинофестиваль. Да, фильмы – центр его программы, но вокруг них, как это и получилось в Казани, – творческие встречи с воспоминаниями, мастер-классы для молодых артистов балета, открытия выставок, презентации книг и много живого непосредственного общения.
Организаторы предполагали расширить сезоны до других зарубежных стран, но сначала помешала пандемия, а затем и геополитическая ситуация в мире. Теперь проект начал расти внутрь страны. В этом марте «Нуреевские сезоны» впервые пришли в Казань, ведь танцовщика с нашим городом связывало очень многое – его мать, Фарида Аглиулловна Нуриева (Идрисова), была родом из Татарстана, здесь состоялись и его выступления в качестве дирижера прошли в Татарском государственном академическом театре оперы и балета им. Мусы Джалиля.
К слову, Казань – единственный город, где Рудольф Нуриев лично дирижировал в балете «Щелкунчик». Это произошло только один раз в 1992 году на открытии первого фестиваля классического балета, который теперь носит его имя. Прошло 30 лет, Рудольф Нуриев словно вновь приехал в Казань – в воспоминаниях его друзей, в образах, запечатленных на фото- и кинопленке.
Также празднования сезонов проходили и в родном городе танцовщика – в Уфе, где прошли его детство и юность, где родилась мечта о танце и состоялось становление как артиста балета.
Ретро-премьера утерянного фильма
В этом году «Нуреевские сезоны» стартовали 10 марта в Москве, до Казани они «добрались только к 23 марта. В этот день творческая интеллигенция города, а также делегация из Москвы во главе с художественным руководителем театра «Русский балет», заведующим кафедрой хореографии балетмейстерского факультета ГИТИСа, народным артистом СССР Вячеславом Гордеевым и руководителем международного культурного проекта «Нуреевские сезоны» Альфией Чеботаревой собралась за оперным театром, чтобы возложить цветы к памятнику Рудольфу Нуриеву. Затем гости переместились в кинотеатр «Мир».
После церемонии открытия в фойе прошла презентация экспозиции неизвестных ранее фотографий Нуриева работы французского фотохудожника Грациано Аричи. Затем прошла ретро-премьера фильма «Венеция, Карнавал, Любовь» («Venezia, Сarnevale, Un amore») – последнего в фильмографии артиста. Картина была создана в 1982 году, однако так случилось, что через определенное время она затерялась на полках киноархивов. Только совсем недавно киноленту удалось найти, отреставрировать, и теперь на глазах участников «Нуреевских сезонов» прошло второе рождение фильма.
– Показ этого фильма мне бы хотелось посвятить памяти Марио Ланфранки, режиссера, который помог перевести фильм на русский язык и подарил России эту ретро-премьеру. К сожалению, российской премьеры режиссер не дождался, он ушел из жизни в начале этого года, но успел пережать организаторам проекта права на показ этого фильма, ставшего последним в кинематографической карьере Рудольфа Нуреева, — предварила показ Альфия Чеботарева.
Отважная гостья из Италии
Интересно, что на протяжении всех дней «сезонов» в Казани гостила Лиза Сотилис – итальянский дизайнер, ювелир, скульптор. За годы своей работы она познакомилась со многими людьми искусства. В кругу ее друзей были Энди Уорхол, Пабло Пикассо, Сальвадор Дали и Рудольф Нуреев. Общение с ним было близким, и на греческий манер Лиза Сотилис называла его «Рудаки». Нужно отметить, что на сезоны в Россию из-за рубежа ждали многих мировых звезд, однако только отважная кутюрье не побоялась приехать на родину своего друга.
– Присутствуя на разных мероприятиях и встречах проекта, я вижу, как много от вас, гостей «Нуреевских сезонов» идет любви и очень благодарна вам за это. Искусство выше запретов, оно охватывает все сферы жизни, объединяет нас. Казалось бы, мы с Рудиком такие разные: я — женщина Запада, а он — мужчина Востока. Но, тем не менее, мы оба были энергичными и трудолюбивыми, что и помогло нам сдружиться, – поделилась воспоминаниями Лиза Сотилис.
Она с горечью рассказала, что в Италии сегодня запрещают исполнение музыки великих композиторов России – Петра Чайковского, например. Тем отрадней ей было видеть на казанских афишах имена знаменитых соотечественников-итальянцев – Пуччини, Россини, Верди и других классиков. «Искусство нельзя запретить, мне горько, что нечто подобное происходит сегодня», – отметила Сотилис.
«Усталый, но упорный»
После фильма-открытия в «Мире» было продемонстрировано еще шесть картин – «Рудольф Нуреев. Мятежный демон», «Визит», «Рудольф Нуриев – как он есть», «Рудольф Нуреев. Контракт со смертью», «Рудольф Нуреев. Неукротимый гений» и «Рудольф Нуреев: Танец к свободе». Важно отметить, что все показы, как и остальные мероприятия проекта, были бесплатными. Достаточно было зарегистрироваться на сайте кинотеатра.
Если показы фильмов шли по вечерам, то легендарный Вячеслав Гордеев дал мастер-класс для артистов балета и студентов Казанского хореографического училища и института культуры днем. Знакомство двух танцовщиков произошло в 1973 году в Нью-Йорке, где Нуриев выступал в театре «Метрополитен-опера». «Он выглядел измученным, усталым, но упорно занимался каждое утро, чтобы быть в идеальной форме», – таким запомнил его Вячеслав Гордеев.
Традиционно в мае в Казани продолжат активно упоминать имя великого танцовщика – пройдет 35-й фестиваль классического балета имени Рудольфа Нуриева. Пока формируется программа фестиваля и согласовывается список приглашенных артистов.