Нужно ли одиннадцатиклассникам бояться сочинения. И почему педагоги утверждают, что ученики скоро разучатся и писать?

Как известно, все новое - это хорошо забытое старое. Нынешним выпускникам школ придется снова открыть для себя сложности написания итогового сочинения, вернувшегося в этом году в итоговую школьную аттестацию решением Минобразования и науки РФ.

news_top_970_100
Задание, столь привычное школьникам и учителям еще 10 лет назад, обещает стать серьезным испытанием для тех, кто заканчивает школу в ближайшие пару лет.Как и любое нововведение, итоговое сочинение вызывает множество вопросов у всех заинтересованных лиц. Уже сейчас известно, что оценок за него ставить не будут, только «зачет» или «незачет». Однако результат напрямую влияет на допуск к итоговой аттестации. У старшеклассников для этого будет три попытки: в декабре, феврале и конце апреля-начале мая.Темы держатся в секрете. Как и в прошлые времена, они станут известны только на самом экзамене. Пока ясно, что темы разделены на пять направлений. Список можно посмотреть на сайте Федерального института педагогических исследований, впоследствии он может несколько измениться. Прокомментировать ситуацию «КВ» попросили известного казанского педагога, учителя русского языка и литературы, завуча школы №72 Романа Гузенфельда.- Роман Львович, во-первых, хотелось бы узнать ваше мнение о пользе и вреде возвращения итогового сочинения.- Строго говоря, оно никуда и не исчезало. ЕГЭ по русскому языку включает в себя и сочинение. Но, введя свои нормы, за 10 лет своего существования ЕГЭ во многом подорвал структуру и содержание того, что принято называть сочинением, сведя его к интерпретации предложенного в задании текста, ограничив во многом это задание требованиями, которые во многом же обезличили итоговую работу.

- То есть вы одобряете возвращение итогового сочинения?
- И да, и нет. Задание это однозначно нужное. Вообще, грамотно, литературно изложить письменно свои мысли нелегко, не зря этому мы учим с первого класса. Нынешним детям подобное дается все сложнее. Почему это происходит сегодня? Начиная с начальной школы дети стали меньше читать. Применение интерактивных средств на уроках вытеснило живую речь как учителя, так и детей. А замена в некоторых экспериментальных школах тетрадей и ручек электронными учебниками и планшетами грозит разучить детей и писать.- Значит, у нынешних школьников итоговое сочинение вызовет сложности?- Однозначно! Мы ни в чем не знаем меры. Сочинение возвращается в итоговую аттестацию слишком скоропалительно. Нам дали три-четыре месяца на подготовку, а о детях подумали? Мы до сих пор не владеем полной информацией о задачах работы и критериях ее оценки. Если это пилотный год, то, может, разумнее было бы оценивать результаты сочинения в будущем, хотя бы в 2016 году? Решено оценивать работу как «зачет» и «незачет». Ошибки будут отмечать, но последнее слово останется за содержанием работы. Я понимаю, что знание русского языка будет оцениваться соответствующим ЕГЭ. Но ведь не просто так в прошлом за сочинение ставили две оценки. Радует хотя бы то, что сочинение будут писать в стенах родной школы. Это частично нивелирует испытываемый школьниками стресс.- По-вашему, выпускники не готовы к написанию итогового сочинения?- Это не так. Сочинение никуда не исчезло из школьной программы, хотя в последнее десятилетие и не являлось заданием к итоговой аттестации. Вообще, после прохождения любой мало-мальски значимой темы учащиеся пишут зачетную работу в форме сочинения. За год это семь - девять работ. Другое дело - самостоятельно ли... В классе школьники не успевают закончить работу, а дома в их распоряжении интернет с Википедией и прочими справочными материалами.- В последнее время среди молодежи в интернете большой популярностью пользуются цитатники и сборники афоризмов. Отразилось ли это увлечение на качестве письменных работ или уровне устной речи учеников?- Ни в коем разе. Если они и пользуются подобными ресурсами, то тут же все забывают, потому что ни в устной, ни в письменной речи такими выражениями не пользуются. Есть, конечно, исключения в виде более развитых нравственно и духовно ребят, но для таких нет принципиальной разницы в источнике информации, будь то интернет или классическая литература.- ЕГЭ по русскому языку я сдавал 10 лет назад. Тогда новый формат сочинения вызвал у меня и моих сверстников много вопросов. Было совершенно непонятно, чего от нас ждут, ведь мы все последние годы готовились к традиционному итоговому сочинению. Происходит ли нечто подобное с нынешними школьниками?- Однозначно да. ЕГЭ ориентирует на лаконизм изложения - всего 180 - 200 слов. А ведь раньше ученики 10 - 11 классов должны были написать не менее четырех - шести страниц! Разучились дети грамотно формулировать свои, именно свои, мысли и доводы, опираясь на свое знание текста. Тем более что ЕГЭ привел к натаскиванию, обучению технологии написания теста вместо добывания знаний - того, что мы называем компетенцией. На уроках дети совсем перестали говорить. Учебный процесс вместо диалога с учеником превращается в монолог учителя.- Исправит ли текущую ситуацию возвращение итогового сочинения?- Не полностью и не сразу. Но я как учитель смотрю в будущее с оптимизмом.

news_right_column_240_400