О бедном официанте замолвите слово...

Не стоит недооценивать ресторанную братию в форменной одежде, если вы, конечно, не хотите проблем на свой кошелек и желудок.

news_top_970_100

Изначально официанты - люди милые. Во-первых, в большинстве своем они из славного студенчества, во-вторых, вы - их потенциальный заработок. Тем более что и жизнь официанта, что жизнь студента: зарплата очень низкая, ответственность большая, хочешь выжить - умей крутиться. Для большинства это все же ступенька на пути карьерного роста либо дополнительный заработок, но вряд ли призвание. Официант - все же не просто профессия, это состояние души. Нужно протереть немало посуды на кухне (и чуть меньше перебить), прежде чем тебе присвоят сие гордое звание. В любом случае случайные люди на эту стезю не попадают. В известных сетевых ресторациях свои кадры, проверенные временем и маленькой зарплатой, обычно переходят с одного места на другое с повышением. Тем более что сети всегда следят за уровнем квалификации персонала, постоянно проводя различные тренинги для любых должностей. А вот в небольшие кафе народ либо идет «откуда-то», как правило, обиженный на предыдущее начальство, либо поступает из средних специальных учреждений.

Особо животрепещущий аспект жизни каждого официанта - получение чаевых. Об этой науке даже книги написаны. И это неудивительно, ведь при таком насыщенном темпе жизни многие из нас не то что обедать - ужинать предпочитают уже не дома, а в полюбившемся ресторанчике. И в этом случае официанты говорят, что чаевых нужно оставлять не просто много, а очень много, тем более когда ходишь в одно и то же место. Зато вам никогда не принесут просроченный салат, не будут три часа нести чай или стакан сока. Официант вам обязательно улыбнется, выключит дующий в спину кондиционер, пепельница никогда не превратится в «ежик» окурков, а тарелка с остатками еды не будет долго стоять на столе. В таком случае официант уже будет знать, что недовольное выражение на лице постоянного гостя непременно отразится на его финансовом положении.

По словам компетентного источника из числа тружеников ресторанной сферы, существуют два основных варианта дачи чаевых. Во-первых, если вы пришли быстро (и недорого) перекусить - кладете чаевые в размере 7 - 10% от суммы заказа. Но если в данном случае сумма превышает средний предел в 2000 рублей, размер чаевых может быть и около 5%. Второй вариант - если вы пришли сидеть долго и романтично: в данном случае ставки растут много больше. Ну а самый простой вариант расчета таков: при сумме заказа от 500 до 1000 рублей размер чаевых составляет от 50 до 100 рублей, а при счете более чем на 1000 рублей и чаевые «пляшут» от 100 рублей. Исключение составляет банкеты - там размер чаевых менее 10%.

При этом помните - если вы пришли в первый раз, вам очень понравилось и вы намерены еще не раз здесь вкусно и с комфортом перекусить, бывалые официанты рекомендуют оставлять очень хорошие чаевые. Почему - смотри выше. Кроме того, сей факт передается по цепочке, из смены в смену, и вы таким образом сможете здесь всегда рассчитывать на хорошее обслуживание. Будучи постоянным гостем, приобретаете в глазах официанта уже гораздо больший авторитет. Вы можете вообще не оставить чаевых, если в любимом вами заведении вас сегодня почему-то плохо обслужили. Есть еще один нюанс: приходя в любимое заведение и «не обижая» обслуживающий персонал, вы можете рассчитывать на подачу блюд для вас в соответствии с вашими предпочтениями - более или менее острое, более или менее холодное и т. п.

Исключение во всем этом своде правил составляют VIP-гости. Они могут все: не оставить чаевые, нагрубить официанту, но при этом всегда получат хорошее обслуживание. VIP-гостю могут сделать и спецменю - хоть соленые огурцы, хоть манную кашу. Однако искренне хорошего отношения официанта такие гости никогда не получают. К слову, официанты, может, люди и бедные, но далеко не безобидные и способов мелкой и незаметной мести у них предостаточно.

Не стоит винить официантов за их крамольность - их оклад, как правило, очень небольшой наряду с практикуемой многоступенчатой системой штрафов и недостач. В порядке вещей ситуация, когда гость (либо его товарищи) вдруг заявляет, что принесенное блюдо он не заказывал и все тут. В таком случае официант «покупает» это блюдо за свой счет. Вообще, по словам многих работников данной сферы, культура самих гостей в большинстве случаев оставляет желать много лучшего. Заработок официанта зависит не только от кошелька клиента, то и от квалификации шеф-повара. Нередко гость готов платить за удовольствие не от пищи, а от процесса ее лицезрения и обоняния - блюдо в хорошем ресторане должно быть произведением искусства.

Благодаря тому, что многие ошибочно считают официантов услужливой тенью, они становятся носителями разнообразной тайной информации, в том числе высказываний и взаимоотношений VIP-персон с VIP-персонами. Ни один папарацци столько не снимет, сколько узнает от клиента официант, особенно если тот подшофе. Так что, граждане, будьте бдительны и лучше не обижайте, а уважайте милого официанта - себе дороже выйдет!

 

Алла ВИНОГРАДОВА

news_right_column_240_400