Корреспондент «Казанских ведомостей» провела несколько часов на автобусных маршрутах, чтобы понять причину подобного поведения работников общественного транспорта.Восемь утра. Для большинства горожан рабочий день только начинается, а водители автобусов уже часа три как на колесах. - В зависимости от графика подъем может быть в четыре утра, на линию выезжаем тогда ближе к шести, - рассказывает водитель, представившийся Ильгизом. - Самая ранняя смена заканчивается в восьмом часу вечера. Пока поставишь машину в гараж, то да се - уже девять вечера. Когда приходишь домой, в состоянии только умыться, поужинать и лечь спать. На домашние дела ни сил, ни времени не остается.Ильгиз работает на коммерческом автопредприятии. Все заботы по содержанию автобуса здесь лежат на водителе. Солярку покупает на свои деньги, зарплату кондуктору также выплачивает из собственного кошелька. Случись что с автобусом, ремонт - тоже его обязанность. Предприятие только выдает технику и собирает ежедневно с водителя выручку. - План, план и еще раз план, - горячится Ильгиз. - Если не сделаешь план, то и нормальной зарплаты не будет. К примеру, дают нам на день задание собрать 8 тысяч рублей, а у меня получается всего 7. Мне в зарплату запишут только тысячу. В итоге за месяц вместо 15 - 17 тысяч рублей получу 5 - 6 тысяч, а то и меньше. Доходит до того, что вкладываешь недостающую сумму из своего кармана. Вот и приходится в погоне за пассажирами спешить на маршруте, обходить конкурентов (а их у меня на линии 30), подрезать, нарушать Правила дорожного движения, иной раз пролетать мимо остановки, если не видишь там пассажиров. А сколько драгоценного времени теряем мы в пробках! Потом приходится судорожно догонять упущенные минуты, а они для нас - деньги. - Беспредел на дорогах, гонки устраивают в основном водители коммерческих автопредприятий, - считает водитель «Нефаза» Егор, работник муниципального автопредприятия. - Понять их можно, ведь они живут на выручку. Нам хоть какую-то зарплату дают. Однако винить только водителей нельзя. Основные претензии нужно предъявлять к руководству. Оно создает условия для такой работы - ставит трудновыполнимые планы и поднимает их чуть ли не ежемесячно. Вот и не выдерживают нервы у людей, порой доходит даже до мордобоя между конкурентами.Ильгиз, как и все его коллеги, работает без напарника и выходит на линию каждый день почти без выходных. Усталость накапливается, превращается в хроническую, внимание на дороге притупляется. Бывает, совершает ошибки. - Тьфу-тьфу, без аварий обходился до сегодняшнего дня, - суеверно сплевывает Ильгиз. - Но надолго ли меня хватит, не знаю...Все водители, с кем удалось побеседовать в то утро, твердили о нехватке кадров. - Завлекают людей большими деньгами, социальными выплатами, - говорит очередной мой собеседник, Альберт. - А на деле это красивая сказка, не более того. На больничные мы сами стараемся не выходить - тогда совсем без денег останемся, чем семью кормить? Да и в отпуск не больно-то рвемся по той же причине. Обедаем как придется. Кто в забегаловках на конечных остановках, кто «тормозок» берет с собой и прямо в кабине перекусывает. Даже туалетами нормальными не могут обеспечить - ни руки помыть, ни нужду справить. Новенькие не выдерживают таких суровых условий и нервотрепки. Увольняются после первой же получки. Руководство делает ставки на иногородних и приезжих из ближнего зарубежья. Но их работа, особенно последних, не выдерживает никакой критики. Мигранты ездят по улицам Казани, как будто у себя в ауле. В погоне за деньгами часто нарушают ПДД, лихачат, подрезают конкурентов, объезжают пробки по немыслимым маршрутам.Есть ли выход из сложившейся ситуации и можно ли создать нормальные условия для работы водителям, а комфортные условия для проезда пассажирам - на эти вопросы все мои собеседники ответили отрицательно. - Вероятно, эту проблему можно решить на городском уровне, - предположили водители. - Только водителей и кондукторов наказывать за погрешности в работе, тем самым перекладывая ответственность на них, нельзя. Должны быть нормальная техника, хорошие условия труда, выполнимый план, стабильная зарплата. Нужно уважение к труду водителей, прежде всего со стороны руководства автопредприятий.Комментарий специалиста
Айдар Абдулхаков, председатель комитета по транспорту и связи города Казани: - Все пассажирские автопредприятия находятся на самофинансировании. Среднедневной план по сбору выручки водителю устанавливает само пассажирское транспортное предприятие-перевозчик. На каждом предприятии он формируется на основании обследования пассажиропотоков. В 2006-м и в 2009 году в Казани проводилось комплексное обследование всех маршрутов городского пассажирского транспорта. Среднедневной план рассчитывается с учетом разницы утреннего, дневного, вечернего пассажиропотоков, а также условий оплаты проезда отдельными категориями пассажиров при помощи электронных транспортных карт. Сбор выручки - это единственный источник доходов предприятия, за счет которого осуществляется его основная деятельность. Перевозчики самостоятельно приобретают подвижной состав и запчасти к нему, дизельное топливо, моторные масла, оплачивают коммунальные платежи, в соответствии с законодательством производят налоговые отчисления. Среднедневное плановое задание водителям, маршрутным бригадам, автоколоннам и общее по предприятию не может быть ниже необходимых расходов, так как, например, в случае нехватки топлива автобусы не смогут выйти на линию на следующий день.Следовательно, установленный среднедневной план не является завышенным. Выполнение плана - основание для начисления и выплаты заработной платы водителям и кондукторам, а также премиальных, предусмотренных коллективными договорами.Что касается текучки кадров и работы водителей сверх нормы. В соответствии с действующим законодательством устанавливается 8- или 12-часовой режим работы водителей городского пассажирского транспорта. При 12-часовом режиме водителям предоставляется выходной день в следующий за отработанным. В отдельных случаях при работе без напарника допускается длительный отдых водителей в дневное время после отработанных четырех часов в утренний период. За соблюдением режима рабочего времени контроль осуществляется соответствующими службами предприятия: медицинской, механиком, инженерно-техническими работниками, руководством. Превышение времени работы, разрешенного действующим законодательством, не допускается. Соблюдение трудового законодательства на предприятиях в свою очередь контролируется проверяющими органами ОГИБДД управления внутренних дел по г. Казани, Управлением государственного автодорожного надзора по Республике Татарстан Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, профсоюзом работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан.В настоящее время на предприятиях городского пассажирского транспорта Казани действительно наблюдается значительный дефицит водительских кадров. По этой причине есть случаи простаивания подвижного состава. Чтобы не нарушать режима труда и отдыха водителей в условиях кадровой недоукомплектованности, предприятие вынуждено сокращать режим работы автобусов отдельных маршрутов. Это вызывает справедливые жалобы населения на увеличение интервалов движения транспортных средств и трудности проследовать к месту назначения в вечернее время.Учитывая сложившуюся ситуацию, руководством города, директорами пассажирских предприятий регулярно предпринимаются различные меры, направленные на привлечение на работу водителей категории D. По программе опережающего обучения в районные центры занятости населения подаются заявки на обучение водителей пассажирского транспорта, организуется их переобучение с категорий B, C на категорию D, осуществляется подбор водителей для работы на предприятиях. За счет средств из горбюджета на базе профессионального лицея наземного и подземного электрического транспорта в 2008 - 2009 годах целевым назначением для предприятий городского пассажирского транспорта были подготовлены 219 водителей категории D.
Айдар Абдулхаков, председатель комитета по транспорту и связи города Казани: - Все пассажирские автопредприятия находятся на самофинансировании. Среднедневной план по сбору выручки водителю устанавливает само пассажирское транспортное предприятие-перевозчик. На каждом предприятии он формируется на основании обследования пассажиропотоков. В 2006-м и в 2009 году в Казани проводилось комплексное обследование всех маршрутов городского пассажирского транспорта. Среднедневной план рассчитывается с учетом разницы утреннего, дневного, вечернего пассажиропотоков, а также условий оплаты проезда отдельными категориями пассажиров при помощи электронных транспортных карт. Сбор выручки - это единственный источник доходов предприятия, за счет которого осуществляется его основная деятельность. Перевозчики самостоятельно приобретают подвижной состав и запчасти к нему, дизельное топливо, моторные масла, оплачивают коммунальные платежи, в соответствии с законодательством производят налоговые отчисления. Среднедневное плановое задание водителям, маршрутным бригадам, автоколоннам и общее по предприятию не может быть ниже необходимых расходов, так как, например, в случае нехватки топлива автобусы не смогут выйти на линию на следующий день.Следовательно, установленный среднедневной план не является завышенным. Выполнение плана - основание для начисления и выплаты заработной платы водителям и кондукторам, а также премиальных, предусмотренных коллективными договорами.Что касается текучки кадров и работы водителей сверх нормы. В соответствии с действующим законодательством устанавливается 8- или 12-часовой режим работы водителей городского пассажирского транспорта. При 12-часовом режиме водителям предоставляется выходной день в следующий за отработанным. В отдельных случаях при работе без напарника допускается длительный отдых водителей в дневное время после отработанных четырех часов в утренний период. За соблюдением режима рабочего времени контроль осуществляется соответствующими службами предприятия: медицинской, механиком, инженерно-техническими работниками, руководством. Превышение времени работы, разрешенного действующим законодательством, не допускается. Соблюдение трудового законодательства на предприятиях в свою очередь контролируется проверяющими органами ОГИБДД управления внутренних дел по г. Казани, Управлением государственного автодорожного надзора по Республике Татарстан Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, профсоюзом работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан.В настоящее время на предприятиях городского пассажирского транспорта Казани действительно наблюдается значительный дефицит водительских кадров. По этой причине есть случаи простаивания подвижного состава. Чтобы не нарушать режима труда и отдыха водителей в условиях кадровой недоукомплектованности, предприятие вынуждено сокращать режим работы автобусов отдельных маршрутов. Это вызывает справедливые жалобы населения на увеличение интервалов движения транспортных средств и трудности проследовать к месту назначения в вечернее время.Учитывая сложившуюся ситуацию, руководством города, директорами пассажирских предприятий регулярно предпринимаются различные меры, направленные на привлечение на работу водителей категории D. По программе опережающего обучения в районные центры занятости населения подаются заявки на обучение водителей пассажирского транспорта, организуется их переобучение с категорий B, C на категорию D, осуществляется подбор водителей для работы на предприятиях. За счет средств из горбюджета на базе профессионального лицея наземного и подземного электрического транспорта в 2008 - 2009 годах целевым назначением для предприятий городского пассажирского транспорта были подготовлены 219 водителей категории D.