О чем говорят мужчины в бане под Новый год

​​​​​​​«Каждый год 31 декабря мы с друзьями ходим в баню. Это у нас традиция такая…» – говорил герой Андрея Мягкова в культовой комедии «Ирония судьбы, или С легким паром!», даже не догадываясь о вековых традициях наших предков париться именно под Новый год.

news_top_970_100

Вот и корреспондент «Казанских ведомостей», следуя древнему обычаю, тоже решил завершающий день года провести в одной из городских бань, что в Кировском районе Казани.

О том, как казанские мужчины обожают душистый веничный пар и почитают традиции своих дедов и отцов – наш рассказ.

В баню на электрокаре? В Казани – запросто

Так выпало, что конец года я твердо наметил себе поход в баню – смыть дочиста накопившиеся за год потаенные грешки и начать с Нового года жизнь новую, жизнь чистую! С чистого листа! Но вот что-то дотянул это приятное и полезное во всех смыслах дело аж до самого последнего дня года. Перед выездом из дома в предприятие общественной помывки предупредил супругу:

- Там сегодня либо вообще нет таких сумасшедших, как я, и баня пуста, либо наоборот – полна любителей подоспеть аккурат к празднично накрытому столу, словно заново родившимися.

К моему уже планируемому разочарованию, подъехав на своей «Моте» к могучему банному комплексу, здорово обновленному недавней реновацией, грустно отметил: поклонников чистого образа жизни в Казани – пруд пруди! Даже в такой самый предноговодний день.

В том смысле, что место под парковку своего «матиссика» пришлось поискать изрядно. Хотел было в одно свободное местечко приткнуться, но увидел, что возле этого незанятого места – непривычное пока для Казани сооружение, напоминающее обычную бензоколонку со шлангом. Только вместо шланга – шнур и неоновая надпись: «Зарядка для электромобилей». Надо же – и именно возле общественной бани! А что – воткнул шнур в розетку, как у мобильника, попарился – глядишь, твое экологически полезное чудо техники бесстрастно сообщает тебе  – «ваш электромобиль заряжен полностью».

К столбику электроподзарядки у бани жадно приткнулось тупым носом дорогущее авто. 

Иллюстрация: © Екатерина Семенова  

Кстати, время зарядки аккумулятора небольшое – от 30 до 60 минут, оплата – 10 рублей за 1 кВт. Кстати, сейчас в Казани работает уже больше десятка таких электрозаправок и с каждым годом их число будет только расти. В Татарстане в целом таких станций уже 95, а в ближайшие годы, согласно плану автоэлектрификации всей республики, скоро будет 200! Как заверяют эксперты, экономия в денежном расходе на топливо, по сравнению с бензином, составляет 35%.

…Когда я, разгоряченный и умиротворенный, вышел на улицу после помывки и отправился к своей машине, отметил вот что. На том месте, где я хотел было припарковаться, к столбику электроподзарядки, как теленок к вымени матери, жадно приткнулось тупым носом дорогущее авто, подпитываясь через шнур из капота экоэнергией, пока хозяин\хозяйка вдосталь машет веником.

Степкины полки

Баня, выбранная мною в предновогоднюю ночь – одна из самых почтенных по возрасту общественных мылен города. В такую баню малышом приводил меня отец или старшие братья, теперь я и сам время от времени отправляюсь из городской квартиры в любимое царство воды и отличного пара. Дорвавшись до удовольствия, хлещусь веником до изнеможения, делая лишь небольшие расслабляющие перерывы на скамье раздевалки.

Вот и в этот предпраздничный день пожилая гардеборщица принимает мою куртку, дает жетон с номерком и удивленно сообщает:

- Мужчин я понимаю: они сегодня пришли, чтобы убежать из дома от готовки салатов, чтобы не рубить их тазиками на кухне. Но вы знаете – сколько сегодня и женщин пришло! Мама дорогая! – всплескивает руками пенсионерка.

– А кто же у них дома праздничный стол-то готовит?! – искренно удивляется она.

Эмансипация берет свое и в бане…

И вот – предбанное помещение. Здесь тихо и уютно, на входе тихо клюет носом в сон банщик в белом халате. Вдруг дверь моечного отделения резко распахивается и в раздевалку предбанника влетает мальчуган лет пяти-шести.

- Я – ч-человек-паук! – громко возглашает он, делая одновременно «страшные» глаза и пассы руками, словно боец-ниндзя из киношного боевика.

- Так обожает фильмы про своего супермена, все пересмотрел на эту тему, – оправдывается за шум отец героя, вышедший вслед за ним.

- Степка, хватит прыгать, вытрись хорошенько и одеваться будем, – командует бойцу отец.

Мальчишка с редким нынче именем взбирается на скамейку, энергично вытирается большим махровым полотенцем и начинает бороться с носком, упорно не налезающим на влажную ногу. Солнечный зимний луч, бьющий из окна, заставляет мальчугана зажмуриться. Да еще сверху на нос падает большая капля, долго собиравшаяся из влаги на потолке. Он смеется и крутит головой, стряхивая водяную гостью и грозя потолку пальцем.

Мальчуган замолкает, о чем-то сосредоточенно думает и начинает улыбаться, невольно выдавая мысли счастливой детской поры.

Иллюстрация: © Екатерина Семенова  

- Степка, ну не вертись уж, одевайся поживей, – торопит отец. В ответ мальчик, задумавшись о чем-то, спрашивает:

- Пап-а-пап, а можно мне в следующий раз подняться еще выше и париться на третьей, самой верхней полке, вместе со всеми?

- Это сынок, называется, полок, – с ударением на втором слоге поправляет отец.

- Пап-а-пап, а мы маме скажем, что я сегодня перешел уже выше – со второй на третью полку, нисколечко не плакал и вел себя как все настоящие мужчины?

- Конечно, скажем, сынок. Скажем!

Мальчуган замолкает, о чем-то сосредоточенно думает и начинает улыбаться, невольно выдавая мысли счастливой детской поры.

Ну, конечно, они все расскажут маме. Пусть и она знает, что у нее растет такой храбрый и мужественный сын. Когда он вырастет, будет похож на отца и станет маминой гордостью и опорой. Статным широкоплечим парнем с открытым взглядом и настоящим русским именем – Степан.

О «великом и могучем…»

В парной очень жарко, ну прямо очень. Но пар сухой и горячий – то, что надо! В самый раз! Мы сидим, кто просто молча, кто наяривая себя припасенным веничком. Вот дверь к нам снова открывается, худощавый мужчина нерешительно топчется секунду на входе, ошеломленный встречной волной горяченного воздуха. Но все же проходит внутрь и опасливо присаживается на самую нижнюю полку. Через несколько минут он начинает легонько хлопать себя по бокам, приговаривая тихо сам себе:

- Ай, как же карашо! Как карашо!

Внешность и характерный говор выдают в нем жителя одной из среднеазиатских республик.

- Я – нерусский. Первый раз в такой бане и первый раз в жизни в парной. Ой, как же тут, оказывается, у вас карашо! – говорит он вслух, обращаясь ни к кому, а сразу ко всем присутствующим здесь участникам священнодейства.

Один из крепких мужчин с верхней полоки, услышав признание, смеется:

- Какой же ты нерусский?! Раз приехал в Россию, живешь тут, работаешь, ходишь с нами в баню – все! Ты наш, ты – русский! Пиво любишь после баньки? Или по вашим обычаям спиртное нельзя употреблять? – басисто спрашивает обладатель отличного дубового веника.

- Водку нельзя, пиво можно. Немножко, – слегка помявшись, улыбается в ответ уроженец далекого глинобитного кишлака.

- Ну вот, видишь. А то – «неру-усский» он… Давай, смотри как надо, – знаток банных процедур быстрыми резкими движениями умело нагоняет на «иностранца» горячий воздух волнами, создавая паровой бесконтактный массаж. Тот аж закрывает глаза от удовольствия и сразу становится понятно: Россия пришлась ему по душе! Ну прямо очень! Во всяком случае – сейчас.

Худощавый мужчина проходит внутрь и опасливо присаживается на самую нижнюю полку.

Иллюстрация: © Екатерина Семенова  

Уже потом, когда мы, вдоволь наплескавшись и отдохнув, одеваемся, мужчина рассказывает мне, что он – из Узбекистана, а привел его сегодня сюда напарник, тоже дворник, только родом из Киргизии.

- Сегодня было так много снега, умаялись! Вот мне Аскар и говорит: «Так намахались лопатами – в баню теперь надо идти, помыться как следует», – делится своей историей похода в царство воды и пара Тахир. – Наш мастер из ЖЭУ – татарин. Татарский я понимаю, у нас языки схожие, но общаемся мы между собой в бригаде все же на русском языке, – поясняет детали трудовой гость-интернационалист из солнечной Среднеазианщины.

Вот такая она у нас – Россия. Здесь все становятся ее полноправными жителями, принимая ее обычаи и традиции.

Особенно одинаковыми и похожими мы становимся, когда снимаем одежду…     

news_right_column_240_400