Обаятельный прожигатель жизни граф Илья Андреевич Толстой

В семье Льва Николаевича Толстого царил культ предков. Недаром великий писатель считал себя "произведением предшествующих людей", особенно деда по отцовской линии Ильи Андреевича Толстого.

news_top_970_100

В семье Льва Николаевича Толстого царил культ предков. Недаром великий писатель считал себя "произведением предшествующих людей", особенно деда по отцовской линии Ильи Андреевича Толстого.

И наверное, не случайно в молодости, до женитьбы, Лев Николаевич вел себя так, будто во всем стремился подражать деду. В юности Лев Толстой был кутилой и азартным игроком. Он часто в пух и прах проигрывался в карты, не забывая, однако, вести свой интимный "Журнал для слабостей", в котором безжалостно ругал себя "за молодечество и пустую жизнь", но сразу же после покаяния он отправлялся на очередную игру, снова проигрывался и снова искренне каялся... Остепенившись, Лев Николаевич стал расчетливым помещиком, рачительным хозяином, владельцем восьми тысяч десятин земли и множества крестьян.

Таков же, по воспоминаниям современников, был и Илья Андреевич Толстой - настоящий барин, мот, прожигатель жизни, но веселый, мягкий и обаятельный человек. Женился он на княжне Пелагее Николаевне Горчаковой. Графиня была истинной grande dame, представительницей высшего света, увлекалась чтением модных романов и пользовалась огромным уважением и почтением всей многочисленной родни. Главную цель своей жизни супруги видели в воспитании детей. В семье Толстых царила атмосфера дружбы и доброжелательства. Илья Андреевич владел 1,2 тысячи крепостных, 4 тысячами десятин земли в Тульской губернии, особняком в Москве, 3 винокуренными заводами, поставлявшими на российский рынок качественные вина. Он запросто посылал слуг на юг Франции за свежими фиалками, в Астрахань - за стерлядью, а белье свое отсылал стирать в Голландию. Промотав полумиллионное состояние, Илья Андреевич поступил на службу и выхлопотал назначение губернатором в Казань.

Сохранились документы, рассказывающие о деятельности Ильи Толстого на должности Казанского губернатора. В архиве обнаружен любопытный рапорт Казанского губернского прокурора В.Овцына господину министру юстиции Д.Трощинскому от 6 сентября 1815 года. В рапорте прокурор рассказывает о сильнейшем пожаре, случившемся в Казани 3 сентября, и о смелости, отваге гражданского губернатора Ильи Андреевича Толстого во время борьбы с огнем. Благодаря его четким действиям "вывезено одиннадцать сундуков с деньгами, и тем спасена вся сумма, казне принадлежащая, как по губернскому и уездному казначействам, так и губернскому правлению Гражданской палаты и других присутственных мест". И далее: "Господин Гражданский Губернатор истощил все свои силы и личною своею особою два раза подвергался крайней опасности. Вчерашнего числа, собрав к себе почетных чиновников города, единогласно постановили учредить временную комиссию для исследования причин пожаров и о пойманных подозрительных людях. Насчет присутствия также сделаны распоряжения, и для присутственных мест Гражданский Губернатор отдал дом свой".

Действительно, Илья Андреевич сделал очень много для восстановления Казани после пожара. В 1820 году он оставил пост губернатора, на котором находился пять лет, и через месяц скончался в возрасте 63 лет. Пелагея Николаевна пережила своего мужа на 18 лет.

Похоронен Илья Андреевич Толстой на кладбище Кизического монастыря, что находилось в парке у ДК химиков. На этом элитном кладбище, возникшем в конце XVIII века, хоронили людей, которые жизнью своей принесли честь и славу Казани. Здесь похоронены выдающийся поэт Гавриил Каменев, которого Пушкин назвал отцом русского романтизма, ученый с мировым именем, основатель казанской астрономической школы Иван Симонов, основатель и строитель Казанского порохового завода князь Баратаев, профессор Казанского университета Николай Ковалевский и Алексей Попов, известные своими открытиями в математике и физике, и много других замечательных людей. В начале XX века Кизический монастырь и пантеон у монастыря представляли собой музей под открытым небом, о нем говорилось во всех путеводителях, и посетить это место стремился каждый приезжающий в наш город. В 1918 году советская власть закрыла все монастыри, но монастырское кладбище существовало до 1964 года. Именно в августе 64-го, перед приездом в Казань Никиты Хрущева, было распоряжение вывезти с исторического кладбища могильные плиты. И вот теперь, спустя почти 40 лет, началось возрождение Кизического монастыря и пантеона.

Ольга ИВАНЫЧЕВА.

Справка "КВ" Род Толстых издавна был тесно связан с Казанью. Еще в 1754 - 1759 годах прадед писателя Андрей Иванович Толстой служил в нашем городе секунд-майором, а позднее был воеводой в Свияжске. Дед Льва Николаевича Илья Андреевич занимал должность казанского губернатора. В Казани провел молодые годы отец писателя, а тетка Пелагея Ильинична, выйдя замуж за помещика Юшкова, навсегда поселилась в нашем городе. Да и сам Лев Николаевич после смерти родителей прожил в Казани у Юшковых шесть лет, с 1841 по 1847 год.

news_right_column_240_400