Кстати, сама Образцова так охарактеризовала героиню Проспера Мериме:
- Очень трудно исполнительницам Кармен что-то советовать. Кармен нужно родиться. Нужен очень большой темперамент, должно быть очень много природного секса, потенции. Кармен должна быть очень разной в каждом моменте своей жизни. Потому что она нравится всем мужчинам, абсолютно всем. Она должна быть и нежная, и страстная, и капризная, и добрая, и ласковая, и хитрая, и мужественная, и трагичная - все время разная. Кармен нельзя петь людям бездарным.
- А в жизни вы такая же?
- Я сумасшедшая, конечно. Разве вы сомневаетесь?
- Можно узнать ваше мнение о Шаляпинском фестивале?
- Я считаю ваш фестиваль выдающимся, поэтому он так долго держится. Вы приглашаете очень хороших певцов - и это счастье.
- Елена Васильевна, а как вы оцениваете современное состояние оперы?
- Немного снизился, конечно, исполнительский уровень. Но это за счет того, что у артистов не хватает образования. Я имею в виду не только певческую подготовку. Хорошо бы молодым девчонкам и мальчишкам почитать книжки. Они еще не пожили, не знают жизни, так хотя бы использовали те переживания и страдания, те мучения и любовь, которые можно почерпнуть из книг. Но сейчас редко кто читает, все заняты компьютером. И этот недостаток образования сразу виден на сцене, сказывается на качестве исполнения. Я говорю о состоянии оперного искусства в целом.
- Вы пели на лучших оперных площадках мира. Какой театр стал для вас самым любимым?
- Я очень хочу вернуться опять на сцену Большого театра. Слава богу, он должен открыться в ноябре, московские власти нам обещали. Меня пригласили спеть в «Руслане и Людмиле» очень маленькую роль. Так хотелось вернуться обратно, что согласилась петь Наину. Дмитрий Черняков, который будет ставить эту оперу, обещал в дальнейшем сделать для меня большую роль - и это будет большая драматическая роль.
- А если говорить о зарубежных театрах?
- Больше всего я пела в театре «Лисео» в Барселоне. Но больше всего люблю даже не Ла Скала, а Метрополитен-опера. Там громадные масштабы, очень хорошие дирижеры и певцы. Финансовое положение театра позволяет приглашать самые лучшие силы. А в Ла Скала я всегда вспоминаю моего любимого Клаудио Аббадо, с которым работала много-много лет. Это и Ренато Скотто, и Николай Гяуров, и Мирелла Френи. В общем, была у нас своя компания, с которой мы ездили по всему миру.
- А если бы вас в свое время заставили эмигрировать из СССР, как Вишневскую?
- Я бы никуда и никогда не эмигрировала. Я не могу уехать из России. Никуда и никогда!
- В свое время вы попробовали себя в качестве режиссера, поставив на сцене Большого театра оперу Массне «Вертер». А как относитесь к современным постановкам опер?
- Когда оперу ставят как полагается, я очень счастлива. А когда начинают портить ее всякими выдрючиваниями, то меня это очень раздражает - и в таких спектаклях я не участвую. Любое выкаблучивание идет от бескультурья, опять же от недостатка образования, вкуса, стиля, незнания правил приличия.
- А как вы считаете, опера вечна?
- Переживать за оперу не надо: она существовала, существует и будет существовать всегда. Нам не нужно на этот счет волноваться.