Корреспондент «Казанских ведомостей» присоединилась к тем, кто хочет улучшений в этой сфере городского хозяйства.
Пара кликов мышкой - и вот я уже на нужной страничке.
Первый вопрос: «Как часто вы пользуетесь общественным транспортом в Казани?» Мой ответ - ежедневно и многократно. Общественный транспорт в мегаполисе необходим как хлеб, молоко. Чтобы была возможность кормить семью, надо работать, а к месту работы необходимо добираться на трамвае, автобусе и так далее. Поэтому, когда семейный бюджет испытывает кризисные передряги, неприкосновенной и обязательно пополняемой остается графа «Проезд».
«Каким видом общественного транспорта вы пользуетесь чаще всего?»
Автобусом и метро. Очень жалко, что не могу ездить только на метро или комбинировать метро и трамвай. Там всегда свободно, четко выдерживается график и не страшны пробки. Чего не скажешь об автобусах. Вот где экстрим и нервотрепка!
В летнюю жару в автобусах, особенно в новых, комфортабельных, не выключаются печи и не включаются кондиционеры. Кондукторы кивают на автобусы, мол, их такими сделали на заводах. Но, оказывается, автогиганты тут ни при чем. Как призналась одна из кондукторов, все дело в водителях. Кто-то выключает обогрев, а кто-то нет. Кто-то охлаждает салон, а кто-то нет.
Переходим к третьему вопросу.
«Сколько в среднем вы ожидаете транспортное средство на остановке?»
Утром автобус своего 6-го маршрута я ожидаю не более 5 - 6 минут. Работает как часы. Но вот уже после 11.00 время ожидания растягивается до 15 - 20 минут. Перевозчик объясняет это коммерческими соображениями. Мол, не в часы пик автобусы ездят полупустыми, возить воздух экономически невыгодно для предприятия. Но почему тогда можно полупустыми обслуживать маршруты троллейбусам и трамваям?
Хочется подойти к остановке, чуток подождать и быстро, но без гонок, а также без потери времени в пробках добраться до места назначения. А сейчас в часы пик некоторые автобусы приходится брать штурмом. Стоит с линии сойти паре машин, как время ожидания доходит порой до 40 - 50 минут.
«Как вы оцениваете качество пассажирских перевозок общественным транспортом по Казани по 5-балльной шкале?»
Думаю, в целом можно оценить на 4. В памяти еще те времена, когда казанцы часами мерзли и мокли на остановках, мучились в тесноте отечественных микроавтобусов. Сейчас все гораздо лучше. Но до совершенства еще далеко.
«Укажите два главных недостатка общественного транспорта Казани»
Сложно выделить два основных. В моем варианте ответа получился целый список примерно равнозначных недостатков: низкий уровень комфорта, дорогой проезд, неудобно спроектированные с точки зрения беспересадочной поездки маршруты, неудачно составленный график работы с проблемными поездками в вечернее время, несоблюдение расписания движения. Вот указала, что проезд дорогой. Да, он недешевый, но в других городах за билет приходится платить еще дороже. Есть замечания и по скорости. Допустим, на 6-м маршруте ездят тихо, а на 76-м, 36-м, 62-м, наоборот, водители гоняют.
Самым тревожным для меня оказался пункт, в котором просят оценить качество работы общественного транспорта в рублях. Итак, вопрос:
«При каких условиях для вас приемлемо изменение стоимости проезда?»
Условия и цены перечислены.
1. Увеличение стоимости билета до 45 - 50 рублей при значительном повышении комфортности пользования общественным транспортом. Почти все транспортные средства будут оборудованы кондиционерами, половина - пандусами или аппарелями для инвалидов, практически всегда будут доступны свободные сидячие места, время ожидания сократится до минимального. Оживленные остановки будут оборудованы электронными табло.
2. Увеличение стоимости билета до 35 - 40 рублей, если 50% транспортных средств будут оборудованы кондиционерами, до 20% - пандусами, аппарелями для инвалидов, будет наличие свободных сидячих мест и т. д.
3. Увеличение стоимости билета до 30 - 35 рублей при частичном повышении комфортности поездки в самом транспортном средстве (использование кондиционеров, установка пандусов, аппарелей для инвалидов, наличие свободных сидячих мест на большинстве рейсов).
4. Увеличение стоимости билета ни при каких условиях неприемлемо.
5. Снижение стоимости билета при снижении качества транспортного обслуживания (увеличение времени ожидания транспортного средства, сокращение количества остановок).
Этот пункт про условия и стоимость проезда вызвал в душе беспокойство - надо ждать повышения проезда как минимум до 35 рублей. Я со своей одной пересадкой в день трачу на проезд 100 рублей, это не считая поездок в течение дня. Если проезд подорожает хотя бы на 10 рублей, придется даже зимой ездить на велосипеде. Довольно накладно получается для семейного бюджета.