«Шефство» надо мной взяла инспектор ПДН Советского РУВД Юлия Уланова. По ее словам, каждый день инспектора проходит по-разному. Но каждое утро начинается одинаково - с развода.
- А кого мы будем разводить и на что? - поинтересовалась я. Оказывается, развод надо понимать как постановку задач на день, совещание.
Там нам сообщили, что сегодня мы должны провести профилактический рейд - навестить несовершеннолетних, стоящих на учете. Благо участок находится недалеко от РУВД.
Юля меня сразу предупредила, что встречаются очень истеричные мамаши, иногда даже драться начинают. Что-то мне уже не хочется заходить к трудному подростку, которого недавно осудили за грабежи, дали два года условно. Дверь нам открывает его отец. Ленара пришлось разбудить. Мальчик явно нас не ждал и от предстоящей беседы радости не испытывает. На вопрос о том, что написано в приговоре, Ленар с непонимающим видом спрашивает: «В смысле?» Приходится озвучить ему приговор судьи. Похоже, о том, что в ночное время, то бишь с 22.00 до 6.00, он должен находиться дома и место жительства менять не имеет право, мальчик слышит впервые. Интересуемся: «А где ты будешь летом отдыхать?» Говорит, в деревне, еле выпытали у него адрес. Но фамилию дяди, к кому он едет, называть отказывается: «Дядя фамилию поменял, поэтому не знаю». На этом наш разговор заканчивается.
Айрат, друг Ленара, тоже осужденный, живет в соседнем подъезде. Нас встречает мама, мальчик на учебе. Женщина явно уже устала от проделок сына: «Тупой он, не поддается управлению». Ей объясняем, что ответственность за сына лежит на ней, она должна контролировать действия Айрата.
Время обеда, надо в отдел, потому что сегодня у нас дежурство, мы должны быть на месте. Если в дежурную часть поступит сообщение о преступлении, нужно выехать вместе со следственно-оперативной группой: а вдруг в преступлении замешаны дети?.. По дороге в отдел проходим мимо школы. Встречаем шестиклассников.
«Мальчики, почему не на уроке?» - спрашиваем мы. «Да портфели у нас отобрала одна...» Это они про заместителя директора по воспитательной работе. Объяснив им, что они поступают нехорошо, а если будут вести себя плохо, их отправят в спецшколу, продолжаем путь. В душе молясь, чтобы мы больше никого не встретили, направляюсь следом за Юлей. Не тут-то было, встречаем еще нескольких ребят, подопечных Юлии. И с ними проводим беседу о том, что грабить, обижать слабых, сквернословить, пить, курить - ПЛОХО. Нет, я бы не выдержала: с каждым так нянчиться?! А Юля может...
Дошли до отдела, но, к сожалению, пообедать не удается: остаток дня проводим в поисках злоумышленника, избившего мальчика и отобравшего сотовый телефон. В итоге ближе к вечеру обидчик найден.
Увы, сами инспекторы часто называют свою работу переливанием из пустого в порожнее:
- Мы, например, отыскиваем тех, кто сбегает из дома. Беседуем, ставим на учет и возвращаем домой. А дома у родителей пьянка, ребенок начинает школу прогуливать, а потом снова из дому сбегает. Мы его опять ловим, приводим домой, а он снова сбегает...
Айгуль ГИНИЯТУЛЛИНА.
СПРАВКА "КВ": Инспекция по делам несовершеннолетних была образована 31 мая 1935 года, когда Совет Народных Комиссаров СССР и ЦК ВКП(б) приняли постановление «О мерах по усилению борьбы с детской преступностью и безнадзорностью».