Настраиваешь себя заранее на неизбежность подобных потерь в период урожая, стараешься относиться к ним как к природным катаклизмам, но все равно злишься. Потому что не стихия унесла, а все-таки человек, такой же садовод, как я - иначе зачем ему неаппетитный семенной огурец?
Моим знакомым однажды удалось задержать банду злоумышленников, все лето подчистую обиравшую сады. Это были дети, четверо деток не старше тринадцати, а главарем - благообразный дедушка, все они из соседнего поселка. В ведерках - собранные с чужих грядок помидоры и кабачки, вишня и смородина. В ответ на негодование садоводов дедок спокойно объяснил:
- У нас тут денег полгода не платят, а вы в городе все обеспеченные - делиться надо!
Стоявшие рядом детишки серьезно кивали в такт словам наставника, усваивая урок - если тебя обижают, ты тоже имеешь право обижать того, кто подвернется. Обиженным быть выгодно. Их заставили вернуть похищенное и отпустили - что с таких возьмешь. Дедок еще повозмущался - дети вам смородину собрали, надо бы часть оставить за работу! Но иногда пойманным садовым ворам достается крепко. Стреляют из ружья - хорошо если только солью, ставят волчьи капканы, подводят электрический ток к заборам. Стандартная процедура - раздеть вора догола. Хорошо если в таком виде просто отпустят на все четыре стороны, а то случалось, травили собаками, обливали краской или макали в сортир... И конечно, бьют - так же как бьют карманников, пойманных на рынке. Почему такой средневековый самосуд, разве у нас милиции нет? А вы попробуйте пожаловаться в милицию, что у вас выкопали с десяток кустов картошки или регулярно обирают клубнику с грядок... В лучшем случае объяснят, что не хватает сил на борьбу с серьезной преступностью. Сторожа, что числятся при садоводствах, редко способны реально защитить урожай - слишком большие площади, слишком много хлопот. Иногда садоводы сами организуют дежурства. Охрана самодеятельная, и расправа такая же - чтобы другим неповадно было. Наказанные тоже в милицию не жалуются - разве что в случае серьезных увечий.
Тем не менее летний грабеж садов для некоторых категорий населения стал обычным занятием. Известно, что кое-кто из бомжей даже переселяется летом "на дачу" - в землянку или шалаш где-нибудь в лесу, поближе к садам, и живет ежедневным воровством.
Но меня удивляют даже не они, люди, в силу разных причин выпавшие из общества, и не алкоголики, давно пропившие все критерии добра и зла. Меня удивляют вроде бы нормальные, совсем не опустившиеся люди - как тот дед-атаман. В чужой карман за кошельком не полезут, а вот чужой огород обчистить - милое дело.
Возможно, такие традиции возникли не случайно... Пожилая дама рассказывала мне, как в голодные военные сороковые они с подружками, девчонки, забирались в созревающие хлеба, выбирали зерна из колосков, жевали... В те годы за это ссылали на каторгу, но голод заставлял рисковать. В последующие десятилетия, когда "законы о колосках" перестали действовать, а в колхозах сельчанам почти не платили, подворовывать с поля привыкли многие. Людям казалось странным недоедать, задаром отдавая выращенные продукты. Так повелось и не особо осуждалось окружающими. При этом сколько всегда сгнивало добра на плохо убранных колхозно-совхозных полях!
Нашлись и горожане, что взяли за обычай выполнять свой личный план по заготовкам картофеля и свеклы просто подбирая небрежно брошенное и недоубранное - все равно пропадает. Почему бы нет, что тут плохого? Только нашлись и другие, которые перестали замечать разницу между полем после уборки и до нее, между полем и соседствующим с ним личным огородом.
Вот так все и перепуталось. Вот так привыкли некоторые брать все, что на земле растет, не особо разбираясь чье. Не все ли равно, где нарвать груш на компот - в запущенном колхозном саду или в ухоженном, у селекционера-садовода. Там, где растут. Главное, удрать вовремя, а грех, как казалось, невелик.
Только ведь времена изменились, изменилось отношение к собственности, общественной - ничьей становится все меньше. За работу платят или будут вынуждены платить, надеюсь, в самое ближайшее время.
Пора заново разбираться, господа, с заповедью "не укради". Пора заново привыкать, что кража есть кража. Что сотового телефона, что авторских прав, что ведра картошки с огорода - суть одна. Воровать, знаете ли, нехорошо. И между прочим, покупать по дешевке заведомо краденое - соучастие. А кто из нас пиратских видеокассет не смотрел? Сама грешна.
Но это уже другая песня.
А пока - ну кто же, кто спер тот огурец из моего парника?..
Вера МИРОНОВА.