ДО СУДА ДОХОДЯТ НЕ ВСЕ
- Задерживать карманников довольно сложно: брать их нужно с поличным и при свидетелях, - говорит начальник отделения по раскрытию карманных краж ОРЧ-2 УВД Казани лейтенант Сергей Курашов, - дабы потом наши обвинения не рассыпались в суде. Поэтому, прежде чем задержать «щипача», за ним надо походить: когда 2 - 3 часа, а иной раз и 2 - 3 дня. Всего в прошлом году мы задержали за совершение карманных краж 86 человек. Но до суда дошли лишь 26. Дело в том, что по существующему законодательству уголовная ответственность наступает в случае, если ущерб от карманной кражи превышает 600 рублей. Если меньше, вору выписывается штраф и он свободен - вновь отправляется на свой преступный промысел.
А несколько лет назад было еще хуже. Минимальная сумма равнялась 2250 рублям. Тогда в карманники подались все кому не лень: от 12-летних подростков до седых старцев. Едва успевали их отлавливать. Сейчас стало поспокойнее. Но работы все равно хватает. За день в среднем регистрируется по 5 - 6 карманных краж. Чаще всего воруют кошельки и сотовые телефоны.
ЛОВКОСТЬ РУК
Опытные карманники «работают» настолько тонко и виртуозно, что жертва обнаруживает пропажу кошелька лишь спустя какое-то время, когда вора уже и след простыл. Сумки они режут лезвием бритвы или остро отточенной монетой, которые до и после «работы» прячут между пальцами, а то и во рту, прижимая инструмент языком к небу. Для того чтобы пальцы имели липкость, вор таскает в своем кармане апельсиновую корку и старательно мнет ее. Некоторые «специалисты» повышают чувствительность своих пальцев, срезая на них верхний слой кожи. Так что человек, занятый своими делами, и не почувствует, что в его карманах или сумке кто-то шарит. Это можно заметить лишь со стороны, да и то не всегда. Потому-то оперативникам и приходится пасти карманников в местах, где те обычно промышляют: в многолюдных торговых рядах, переполненном транспорте.
ВОР У ВОРА УКРАЛ
- Был у нас однажды занятный случай, - продолжил начальник отделения. - Пасли мы одного бывалого «щипача» в городском автобусе. И вот он нацелился на полупрозрачный пакет с увесистым кошельком в руках девушки. Карманник осторожно просунул руку в пакет и стал потихоньку подбираться к кошельку. В автобусе давка, трясет на ухабах, и пассажирка ничего не замечает. Мы же стоим рядом и только дожидаемся удобного момента, чтобы схватить злоумышленника с поличным. Но вдруг замечаем, как стоявший по другую сторону от девушки парень начинает зажатым меж пальцами рук лезвием бритвы аккуратно резать пакет снизу. И кошелек падает ему прямо на ладонь. Старый карманник тем временем лихорадочно шарит рукой по пакету. На лице его удивление - ведь видел, кошелек был. Пока он соображал что к чему, мы задержали парня. А старика пришлось отпустить - кошелек ведь он не украл, хотя и очень стремился. Правда, спустя три дня мы его все же взяли на другой краже. На допросе бывалый карманник сильно возмущался предыдущим случаем. «Я сам в тот момент почувствовал себя ограбленным», - признался он оперативникам.
КОНДУКТОРЫ МЕШАЮТ
Но в последнее время работать оперативникам в общественном транспорте стало намного сложнее. Виною этому кондукторы.
- Едва зайдешь в салон, как в ухо сразу: «Что у вас за проезд?!» - жалуется Сергей. - Естественно, свое служебное удостоверение я предъявить не могу: у карманника глаза бегают по всему салону и он сразу заметит мои корочки. Платить тоже накладно: за день мы меняем транспорт 10 - 12 раз: проедем 2 - 3 остановки и, если все чисто, пересаживаемся на другой. Так можно половину зарплаты прокатать. Но если все же от кондукторов муниципального транспорта иной раз и удается отговориться - «у меня проездной», то в маршрутках такие номера не проходят. И работать там мы не можем. Чем вовсю и пользуются карманники.
Руководство УВД обратилось в городской комитет по транспорту и связи с просьбой выдать сотрудникам нашего отделения, где всего 17 человек, специальные проездные билеты. Но даже если этот вопрос и решится положительно, то мы сможем взять под контроль только «пазики». В «газелях» же и такие проездные не помогут. А значит, карманникам там полное раздолье. Они и в полупустом микроавтобусе умудряются незаметно для потерпевшего вытащить кошелек. Сядет рядышком, спросит о чем-нибудь, пару раз заденет как бы невзначай - и кошелек или сотовый телефон уже у него.
КАК УБЕРЕЧЬСЯ ОТ КРАЖ
Чаще всего жертвами карманников оказываются женщины. Мужчина по своей натуре более внимательный, да и мужская одежда с внутренними карманами ограничивает для вора доступ к добыче. И потом, что сделает мужчина, почувствовав, что у него кто-то шарит в кармане или сумке? В большинстве случаев крепко схватит вора и попытается сдать его милиционеру. А то и по физиономии врежет, да так, что зубы посыпятся.
А женщина? Скорее всего поднимет истерический крик, стукнет сумкой по голове или кулачком по плечу. На помощь окружающих сейчас рассчитывать не приходится. Люди, как правило, лишь с интересом смотрят на происходящее со стороны, предпочитая не вмешиваться.
Зачастую женщины оказываются жертвами карманников во время покупок. Завидев интересующий ее товар, женщина забывает обо всем на свете, в том числе и о своей сумке с кошельком.
Кошелек лучше всего держать как можно ближе к телу. Бывают такие ротозеи, у которых кошельки едва ли не наполовину торчат из задних карманов брюк. Крупные купюры следует хранить отдельно от мелочи. Сумку надо держать перед собой, дабы она постоянно была на глазах. Многие женщины носят деньги в сумке, помещая купюры в стеклянные банки. Это не совсем удобно, зато надежно.
Сотовые телефоны лучше всего вешать себе на шею, а не держать в карманах или на поясе. Но люди наши почему-то все делают наоборот: летом носят телефоны на шее, привлекая к себе грабителей, а зимой - в кармане или в сумке, на радость карманникам.
И если в толпе людей карманника можно заметить лишь очень наметанным глазом, то в общественном транспорте выделить его среди пассажиров внимательному человеку вполне под силу.
Зайдя в трамвай или автобус, карманник будет перемещаться по салону в поисках жертвы. Найдя ее, вор при любых обстоятельствах станет отираться рядом, пытаясь осуществить задуманное. Часто карманник вступает в разговор с жертвой, отвлекает ее внимание, а сам делает свое черное дело. И потом в случае обнаружения кражи громко возмущается наглостью воров и старается навести на ложный след: дескать, рядом стоял очень подозрительный парень, который вышел на предыдущей остановке.
Но не все обворованные граждане обращаются в милицию. А зря. Казанские сыщики дважды - в 1980 году в Москве на Олимпиаде и в 1995 году там же на Спартакиаде - признавались лучшими среди аналогичных подразделений, присланных в столицу из других регионов страны для поддержания порядка и борьбы с преступностью.
И картотека на «щипачей» у них обширная. Так что есть шанс в фотоальбоме узреть портреты своих обидчиков. Если, конечно, вы запомнили их приметы.
Но, как уже говорилось, профессиональных ловцов карманников в нашем миллионном городе всего 17 человек. Так что горожанам остается рассчитывать на свою бдительность.
Подготовил Владимир СТОЛЯРОВ.