Охранная грамота для фауны и флоры

Красной книге Татарстана исполнилось 15 лет.

news_top_970_100

Мое первое знакомство с «ожившими цветами» - бабочками, состоялось в далеком детстве на полянке у берега реки Волги. В те застойные времена у местных властей была странная привычка - регулярно показывать во дворах кино, устраивать концерты, нанимать пароходы для экскурсий. Вот и в тот раз за нами, детворой с улицы Октябрьской, прибыл автобус и отвез нас в речной порт, а там по воде мы прибыли на цветущий берег под ярким солнцем. Я уже тогда был малоподвижен и поэтому остался на пристани вместе с какой-то женщиной. Дама занялась купанием с загоранием, а я принялся осматривать окрестности, дожидаясь возвращения друзей. Вот тут-то и увидел огромное облако бабочек, опустившееся на полянку.

Это было чудо... О той полянке я вспомнил через много лет, когда окончил университет, когда родилась первая дочь. Это случилось в пионерском лагере «Солнечный», где я работал руководителем студии «Радуга».

Осень, лагерь опустел, а на его поляны накатывали волны пестрых бабочек. Встал вопрос: а как они называются? В библиотеках оказалось очень мало нужной литературы, и я решил восполнить этот пробел.

Через десять лет, в 1990 году, при содействии редактора Татарского книжного издательства Аллы Викторовны Гарзавиной вышла моя книжка «Бабочки Татарии». Первая публикация на эту тему в Казани... с XIX века.

Именно в то время в университете с подачи минэкологии начали готовить первый выпуск Красной книги РТ. Доцент кафедры беспозвоночных А.Халидов позвал меня в свою команду. Я и писал, и рисовал свой раздел «Чешуекрылые». Общими усилиями главная природоохранная книга вышла в 1995 году.

На ее страницах 32 вида млекопитающих, 85 – птиц, 4 – рептилий, 2 – амфибий, 9 – рыб, 107 – беспозвоночных (среди которых 27 бабочек), 398 – цветковых и прочих растений, а также 34 вида грибов. Когда мы решали, какие виды чешуекрылых следует включить в список, я, конечно же, ориентировался на свой опыт личных впечатлений, а также на Красную книгу СССР. Редкость и красота были для меня главными критериями. Когда встал вопрос о выпуске второго издания Красной книги РТ (2006), именно это стало причиной критики со стороны некоторых специалистов.

Да, надо охранять редкие виды, но как? Например, предлагают защищать бабочек, обитающих на болотах, причем бабочек абсолютно невзрачных и внешне непривлекательных. Но тогда нельзя осушать болота! Ну оставим мы одно болото - и что? Сюда слетятся все болотные голубянки и сенницы? Вы в это верите? Я нет.

Возле Зеленодольска я нашел хорошую компанию редчайшей европейской бабочки аполлон. Их было много (относительно, конечно), но эта бабочка-парусник имеет привычку жить только в одном конкретном месте. И вот от Зеленодольска в сторону Марий Эл стали строить дорогу - и все!

Хотите спасти тигра? Не вырубайте леса! А ведь именно эта проблема главная - и не только в Приморье, но и по всей стране!

Да, надо отслеживать редкость, но ведь и красоту тоже! Многие бабочки Красной книги декоративны, именно они первыми бросаются в глаза... Именно их и ловят в первую очередь! Но ловля для них не смертельна. Смертельно для них уничтожение среды обитания. Это, на мой взгляд, давало нам право не убирать со страниц Красной книги занесенные туда виды бабочек, более того, предложить еще семь новых видов.

КСТАТИ. Выпуск Красной книги РТ в 1995 году стал примером для аналогичных изданий в сопредельных с Татарстаном регионах. Там честно ссылаются на нашу теперь уже раритетную Красную книгу первого выпуска.

news_right_column_240_400