Ежегодный летний фестиваль джазовой музыки open air проводится в Казани с 2007 года. До 2016 года он под названием «Jazz в усадьбе Сандецкого» проходил в парке Государственного музея изобразительных искусств. В прошлом году из-за реставрационных работ в музее фестиваль переместился на территорию Музея-заповедника «Казанский Кремль» и теперь известен как «JAZZ в Кремле». Инициатор, организатор и неизменный музыкальный директор фестиваля - джазовая вокалистка, музыковед, педагог, кандидат искусствоведения, доцент Казанской государственной консерватории имени Н.Г.Жиганова Ольга Скепнер, директор фестиваля - Михаил Волконадский.
Фестиваль в Казанском кремле проводится второй год. Те, кто побывал на концертах в прошлом году, до сих пор вспоминают фантастическую атмосферу тех вечеров: кремль, мечеть Кул Шариф и Благовещенский собор в красках заката, завораживающий джаз…
- Каждый вечер звучит разная музыка. У нас нет стилистических повторов - это один из ключевых моментов фестиваля. Мы сознательно не делаем концертную солянку, потому что каждый участник фестиваля, каждый артист - это персона и музыкант с большой буквы. Аналогов фестиваля подобного формата в России нет, - рассказала музыкальный директор фестиваля Ольга Скепнер. - Мы стараемся показать абсолютно разную музыку: мейнстрим, джазовые стандарты, блюз, русский джаз, джаз-рок, электронную музыку. Бывали даже романсы и любимые всеми детские песни советских времен в оригинальной авторской, импровизационной, конечно, аранжировке. То есть подход абсолютно неформальный.
- Какие музыканты приедут на «JAZZ в Кремле» в этом году?
- В первый вечер выступят трубач и пианист из Германии, сайдмен легендарного коллектива Mezzoforte, профессор консерваторий Берлина и Дрездена, основатель крупнейшего берлинского джазового фестиваля XJAZZ Себастиан Штудницки и российский коллектив LRK Trio - это Евгений Лебедев, Антон Ревнюк и Игнат Кравцов.
Фестивальную эстафету подхватит трио пианиста и композитора японского происхождения BIGYUKI, которого называют богом футуристического джаза. Приедет он к нам именно со своим родным составом - трио из Нью-Йорка!
Впервые на фестивале мы представим уникальный, на мой взгляд, проект «Orchestra 2.0» - одного из ведущих джазовых пианистов России Антона Баронина с участием вокалиста Эмиля Гарта.
В другой концертный вечер на сцену выйдет известный петербургский пианист, композитор Андрей Кондаков. В этот раз он покажет фестивальной публике свой электронный проект совместно с певицей Эми Питерс, родившейся в Голландии в семье ирландской американки и южноафриканца с индийскими корнями. Высокое искусство сведения воедино джаза, мейнстрима, хип-хопа и соул-эффектов!
Этот же фестивальный день откроет уникальный по концепции дуэт MOSHCHEE, аналогов которому пока нет в России. Это молодые талантливые ребята. Я услышала их впервые на конкурсе в Сочи «Усадьба. Джаз» и сразу решила пригласить к нам на фестиваль.
Еще один вечер будет посвящен блюзу и авторской, композиторской музыке. У нас в гостях - признанный мэтр, певец и гитарист Леван Ломидзе. Особым образом на фестивале я бы выделила авторскую программу пианиста и композитора Евгения Борца BLACK. Удивительной красоты музыка - это особое состояние… Тонкость, деликатность колористических эффектов, невероятное очарование мелодии и гармонические линии, безупречное отношение к форме. Всегда определенная идея, мысль, концепция в композициях и исполнение сердцем.
Фестивальное закрытие - концерт трех потрясающих певиц, джазовых див, моих коллег: Мариам Мерабовой, Этери Бериашвили и Екатерины Балыкбаевой. Они готовят концептуальную программу для фестиваля «Курочки мои» в сопровождении уже теперь легендарного состава группы Miraif. Вот таким «куриным концертом», совершенно бомбическим, мы завершим 12-й сезон!
- На вашем фестивале часто звучит непростая, непривычная для нашего слуха экспериментальная музыка. Насколько казанский зритель подготовлен к таким экспериментам?
- Да, в программе фестиваля не бывает так называемого развлекательного джаза. Я никогда не собиралась веселить публику. «JAZZ в Кремле» - это в первую очередь проект с большой долей просветительства, пропаганды настоящего импровизационного искусства в понимании высокого искусства исполнительства, а также мысли, концепции. И наши зрители должны это понимать.
Я хочу, чтобы фестиваль был большой, открытой творческой лабораторией со зрителем. Всегда внимательно слежу за реакцией нашей публики. Вижу, что, если какая-то музыка зрителям непривычна, они не уходят, махнув рукой, а стараются понять, почувствовать ее.
Всегда вспоминаю слова большого ученого, академика Сергея Капицы. Он сказал: «Культуру надо насаждать! Даже силой… Иначе нас всех ждет крах». Полностью с ним согласна. Миссия нашего фестиваля - прививать вкус к музыке, к высокому искусству.