Он лечил даже Юрия Никулина

С просьбой о переименовании казанской улицы Новаторов в улицу доктора Муталибова обратились недавно к мэру Казани Ильсуру Метшину 19 известных представителей городской интеллигенции - медики и пациенты.

news_top_970_100

...В тот день, 13 февраля, ничто не предвещало трагедии. Утром, как обычно, 82-летний Султан-Ахмед Магомедович пришел на работу в поликлинику для ветеранов. Со своей обаятельной улыбкой и мягкостью принимал больных, которых у его кабинета, как всегда, собралось очень много. Внимательно и терпеливо выслушивал жалобы, тщательно изучал истории болезни, осматривая каждого и точно определяя диагноз. Возвратившись домой, доктор, сославшись на легкую боль в сердце, тихо прилег и умер. За одну секунду...

Северо-Осетинский мединститут он закончил в 1948 году. Получил направление в Бурят-Монголию, где сразу стал главврачом райбольницы. Весть о том, что в райцентре Гусиноозерске появился хороший врач, быстро разнеслась по округе.

К Султану Магомедовичу на прием шли со всеми болезнями и травмами. Жизнь заставила молодого доктора стать хирургом, гинекологом, инфекционистом, травматологом и даже судмедэкспертом и патологоанатомом. Практика была всесторонняя. Здесь он впервые делал операции в условиях, далеких от идеальных: при свете керосиновых ламп, которые сотрудники держали на вытянутых руках.

Из Казанского ГИДУВа в райбольницу пришел запрос кандидата для повышения квалификации. Султан Магомедович с радостью поехал в Казань за знаниями. Полгода учебы пролетели быстро. Он должен вернуться к своему рабочему месту. Но на практике в железнодорожной больнице встретил и полюбил красивую блондинку - медсестру Гюзаль. Однако долг превыше всего. Муталибов возвращается на работу, практикует все больше и все увереннее. Делает операции на желудке, кишечнике, легких, почках, принимает роды, лечит переломы, колотые и резаные раны. Так проходят два года. Сердце молодого доктора рвется в Казань! В 1952 году молодые наконец-то вместе. В Казани Муталибова уже ждут в железнодорожной больнице. Талантливого хирурга назначают начальником отделения неотложной хирургии. А затем завотделением общей хирургии. Изо дня в день ответственнейшая работа, связанная с борьбой за жизнь каждого пациента. Хирург от бога, признанный не только пациентами, но и коллегами, он скромно выполняет свою работу.

Вскоре Муталибову предлагают организовать в больнице урологическое отделение. Это очень трудно, но доктор достойно преодолевает оргпроблемы, в 1962 году возглавляет это сложное отделение. И становится в Казани урологом первой величины, выполняя не только рядовые, но и уникальные операции. К Султану Магомедовичу стремятся попасть и простые рядовые больные, и чиновники, и профессура. На консультации к нему приезжали со всей России и даже из Москвы. Потрясающий факт: у доктора Муталибова лечился актер Юрий Никулин, который жил в Казани до полного выздоровления. Султан Магомедович не отказывал никому! Он спасал жизни сотен людей, а его доброты, казалось, хватило бы на всю Россию-матушку.

Люди шли к нему с болью, получая порой облегчение только от одного прикосновения его волшебных рук. Знаменитый казанец Алексей Андреевич Агафонов - заслуженный врач РТ и России, доктор меднаук, гордился тем, что открыл эти талантливые руки хирурга, увидев однажды, как они работают во время операции.

Профессор Казанской консерватории, долгожитель Семен Абрамович Казачков, которого оперировал Султан Магомедович, так и сказал: «Это хирург от бога. Только ему я могу довериться. Преклоняюсь перед этим человеком».

«Дорогой Султан Магомедович, я обязана Вам жизнью. Стою перед Вами на коленях», - писала доктору из Иерусалима дочь другого профессора консерватории Басовского.

Да, многие благодаря этому человеку получали облегчение и восстанавливали здоровье. Но никто из нас не задумывался, чего стоило это самому доктору! Сколько ночей простоял он у операционного стола, сколько раз среди глубокой ночи увозили его к постели больного! Сколько раз он вновь и вновь перелистывал уже знакомые наизусть страницы учебников, досконально изучая состояние каждого больного, отыскивая ответы на многочисленные вопросы! Как часто брал ответственность только на себя, составляя план очередной операции, и оказывался прав. Известный казанский профессор Сигал много раз предлагал Султану сесть за диссертацию. Но Муталибов не стремился к званиям и регалиям. За свой многолетний труд он имел лишь благодарности от администрации больницы, значок «Отличник здравоохранения» и медали «За доблестный труд» и «Ветеран труда».

...Султана Магомедовича больше с нами нет. Нет любимого доктора, нет Султанчика (так ласково звали его сослуживцы)... Мы навсегда потеряли великое сердце, преисполненное сострадания к больному. 35 лет проработал доктор Муталибов в клинической железнодорожной больнице. Здесь он находился в зените своей творческой и врачебной деятельности и не стремился к славе - она сама шла по его пятам. Люди отыскивали своего Доктора и через 30, и через 50 лет и бесконечно радовались, когда находили его в строю, в своем кабинете, в полном здравии и все с таким же добрым сердцем!

Скромный и непритязательный человек, он никогда ничего не требовал для себя. С большой семьей жил на улице Новаторов в двухкомнатной хрущевке, где полвека (!) не было капремонта. Причем переехал он туда из сталинки на Большой Красной, чтобы быть ближе к своей больнице. Ближе к своим больным, чтобы успеть спасать их. Если есть жизнь после смерти - то это человеческая память. Город должен гордиться и помнить о человеке, который, словно на передовой, 60 лет трудился до последнего дыхания.

news_right_column_240_400