Сейчас на органе играют даже джаз: Лада Лабзина — о Бахе и приобщении к классике в России и Европе
news_header_top_970_100

Сейчас на органе играют даже джаз: Лада Лабзина — о Бахе и приобщении к классике в России и Европе

В интервью «Казанским ведомостям» хранитель органа рассказала о том, с чего начать приобщение к органной музыке, что ее вдохновляет и о курьезных случаях, произошедших на концертах.

Лада Лабзина – музыкант для Казани знаковый. Органистка, известная не только в России, но и за рубежом, заслуженная артистка Татарстана долгое время преподавала в Казанской консерватории, работала в Большом концертном зале им. Сайдашева арт-директором, была художественным руководителем Международного фестиваля духовной музыки «Музыка веры».

Сегодня Лабзина – главный органист и хранитель органа Московского концертного зала «Зарядье», одного из крупнейших органов в Европе. Поэтому в родной Казани сейчас гость не частый, но недавно у Лабзиной прошли концерт и творческая встреча в рамках юбилейного фестиваля Казанской консерватории. Наше интервью состоялось незадолго до выступления. 

Интервью я решила начать с простого вопроса о том, с чего начать приобщение к органной музыке? 

Ответ на поверхности — это музыка Иоганна Себастьяна Баха. На самом деле им написана музыка для совершенно разных категорий и возрастов. И для своих детей, которых было 22 человека. Кстати, из них некоторые сыновья – выдающиеся, так называемые Лондонский Бах, Берлинский Бах. Они были композиторами и исполнителями. Для них Бах написал очень много сочинений, в том числе для своей второй жены, например, Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах. Там не только его музыка — это сборник.

Я хочу сказать, что музыка Баха настолько демократична. Для своих детей он также написал Органную книжечку — это сборник из 46 хоралов, (церковное многоголосное песнопение у католиков и протестантов, а также музыкальная пьеса в такой форме — прим. Ред.), для того чтобы его дети учились игре на органе и изучали полифонию.

 

Фото: © pixabay.com

Кого из композиторов вы еще выделяете?

Конечно, помимо Баха существует столько всего. В Европе — музыка эпохи барокко (17-18 век). Также музыка Северной Германии, Франции, Италии. На самом деле, всегда есть, что показать. Вопрос – в каком формате это делается. Сейчас мода не объявлять концерты. То есть берете программу, садитесь и произведения идут друг за другом. Другое дело, что есть формат просветительских концертов, где объясняются истоки, есть введение в предысторию музыки.

Вы даете множество концертов не только в России, но и за рубежом. Скажите, есть ли разница между русской и иностранной публикой?

Везде по-разному. Например, в Германии на моем концерте была семья с грудным ребенком. Я думала, что он будет кричать и визжать от громких звуков. Ничего подобного. Он мирно слушал. Из чего я сделала вывод, что родители часто посещают такие концерты. То есть публика везде разная, но за рубежом, так как орган связан с церковной музыкой и те, кто посещают службы, знают этот репертуар, там больше знатоков в этом вопросе. 

А как обстоят дела с российским слушателем?

Я не могу сказать ничего плохого о российском слушателе, потому что встречаются люди, которые очень хорошо разбираются в классической музыке. При этом не будучи музыкантом и не заканчивая музыкальную школу. Просто много изучают и слушают много. Например, прежде чем купить билеты, они смотрят в YouTube, что за музыкант и с какой программой он выступает. Ведь у каждого музыканта есть свой репертуар, который является козырным и прозвучит очень ярко именно в его интерпретации. То есть какая-то индивидуальная особенность данного музыканта. 

Вы сейчас проживаете в Москве, что скажите о культурной жизни в столице?

Для москвичей норма, что вечером куда-то нужно идти. Такое количество театров, концертных залов, филармоний и соборов. Что касается органной музыки, например, Китай-город, Зарядье. Тут же чуть выше Собор Петра и Павла — лютеранская кирха с историческим органом. Там три раза в неделю проходят органные концерты, в совершенно разных вариантах. 

И так по всей Москве: полные залы, полные соборы. Огромное количество предложений.

Люди каких возрастов чаще всего посещают концерты органной музыки, много ли среди них молодежи?

Ходят люди разной возрастной категории. Множество концертов проводятся для детей, например, «Песочные сказки с органом» в католическом соборе на Малой Грузинской. И с телескопом Хаббл, в сопровождении музыки Баха. Или с художественными полотнами, где музыкальная часть коррелирует с художественными произведениями искусства. Столько всего! А составы? То есть не просто органы, а органы в ансамбле. Кельтские мелодии, легенды Шотландии и Ирландии, с шотландскими волынками и дудуками (музыкальный духовой язычковой инструмент — прим. Ред.).

На мой взгляд органная музыка весьма высокопарна и элитарна. Потому что для ее понимания необходим определенный бэкграунд в виде музыкально слуха, чувственного и духовного опыта. Вы согласны с этим?

Не совсем. Органная музыка скорее не высокопарна, а духовна и имеет возвышенный склад. Ведь орган озвучивает лютеранские и католические службы. В христианстве и православии этого нет. Звук инструмента и музыка, которая для него создана, находится как бы над всем земным. Но это не значит, что на органе нельзя исполнять светскую музыку.

Сегодня на органе играют все что угодно, даже джаз. Это вопрос сознания исполнителя, который умеет чувствовать красоту, экспериментировать и соединять несоединимое. Уходит от мысли о том, что орган — это статично, церковно. Нет, нет! Сейчас все очень подвижно, а музыка демократична. 

И напоследок, что вас вдохновляет в вашей профессиональной деятельности?

В первую очередь музыка, и возможность через нее узнать что-то новое. Выразить свои эмоции, развитие и творческие находки.

 

Фото: © pixabay.com

Также артистка поведала о курьезном случае, произошедшем в 1990 году, на конкурсе в Италии. Во время выступления она случайно задела пистон, который называется колокольчики (ножные пистоны помогают использовать некоторые функции органа при игре на нем, не используя при этом руки. Таким образом, пистоны как бы дублируют некоторые кнопки на лицевой панели органа — прим. Ред.). Ассистент пытался его отключить, но безуспешно. Поэтому Лабзиной пришлось обратиться за помощью к членам жюри, а им всем вместе долго искать для отключения нужный пистон среди их множества.