Об этом рассуждают те, у кого возникли трудности в построении семейных отношений, и психолог, медиатор Маргарита Подгородова.
Случай 1
Миляуша Сафина, учитель, 48 лет: Моей самой горькой ошибкой в браке считаю свое неумение высказать эмоции и чувства. Я очень долго терпела и копила в себе недовольство, а потом взрывалась и обижалась. Кроме того, мне трудно просить о помощи. Я постоянно брала все на себя и очень редко обращалась к своему, теперь уже бывшему, мужу за поддержкой. Усталость и обида накапливались. Муж не мог понять перемен в моем поведении, отношения ухудшились.
Комментарий
Здесь помогло бы обретение навыков конструктивного выражения эмоций и чувств партнеру, в том числе обсуждения причин своего недовольства той или иной ситуацией. Очевидно, супруга не доверяла своему мужу, что побуждало ее всю ответственность за жизнь семьи брать на себя. Учитывая это предположение, необходимо было научиться доверять мужу, перестать контролировать все ситуации в семье. Нежелание просить помощи у мужа стало причиной накопившейся усталости и недовольства. Работа с психологом повысила бы вероятность сохранения семьи.
Случай 2
Тамара Кораблева, 60 лет, пенсионерка: Главная ошибка - это мои многолетние попытки сохранить неудавшийся брак. Иногда я просто поражаюсь собственному безграничному терпению: полжизни потратила на человека, который меня не любил и не уважал. А в итоге случилось неизбежное: мы разошлись и не смогли сохранить даже дружеских отношений. Надо было просто вовремя перевернуть страницу и начинать писать свою повесть с чистого листа.
Комментарий
Можно предположить, что женщина имеет заниженную самооценку, что повлияло на формирование неуважительного отношения мужа к жене. Консультация специалиста позволила бы женщине понять причины желания сохранить неудавшийся брак. Скорее всего, данный выбор женщины обусловлен особенностями ее личности.
Случай 3
Артем Мухтасаров, 36 лет, менеджер: Я чересчур рано женился: как только пришел из армии. Помню, казался себе взрослым мужчиной, готовым к ответственности. Практически сразу мы с женой обросли детьми, проблемами и кредитами. Сейчас осознаю, что и характера жены толком не знал. И совершенно не понимал, чего хочу от жизни. Но менять что-либо уже поздно. И сыновей надо ставить на ноги. Терпим друг друга - будто чужие люди.
Комментарий
Рекомендую обратиться к семейному психоаналитику. Полагаю, с его помощью супруги смогут найти в себе дополнительные ресурсы для того, чтобы максимально безболезненно пережить неизбежный кризис среднего возраста, сохранив семью.
Случай 4
Алина Касиманова, 28 лет, юрист: Не могу простить себе полное отсутствие гордости и чувства собственного достоинства. Я растворилась в любимом мужчине и потеряла себя. Супруг всячески помыкал мной, издевался и говорил гадости. Конечно, совсем скоро от любви и страсти ничего не осталось. Я чувствовала себя наскучившей куклой. Как и следовало ожидать, наша история закончилась разводом. И это даже хорошо, теперь заново учусь доверять окружающим и радоваться мелочам.
Комментарий
Вероятно, между супругами не был налажен конструктивный диалог, вследствие чего они не могли услышать друг друга. Работа над взаимоотношениями в семье повысила бы вероятность налаживания конструктивного диалога между партнерами и осознание ответственности каждого из них за отношения в паре.
Случай 5
Виктор Петров, 76 лет, пенсионер: Я испытываю чувство вины перед покойной супругой. Проявлял так мало заботы и внимания... Мы жили душа в душу. Это был по-настоящему счастливый брак. Но жена как-то быстро угасла - сгорела буквально за три месяца. Надо было заставлять ее ходить по врачам и внимательнее относиться к здоровью. Но она не любила больницы и постоянно занималась самолечением. Будь я настойчивым человеком, все могло сложиться по-другому.
Комментарий
Мужчина чувствует угрызения совести. Это вызвано непониманием того, что ответственность за свою жизнь несла его покойная супруга. Человек корит себя за то, в чем нет его вины. Наверное, он понимает, что в течение жизни в силу тех или иных причин недостаточно заботился о своей супруге. Сейчас, когда ее уже нет, не удастся попросить прощения, а это эмоционально очень тяжело. Безысходность не дает смириться с ситуацией, принять ее.